Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: "Мебель. Бытовые приборы. Дифференциация звуков М-Мь, Н-Нь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Венадьевна

Для логопедов, воспитателей логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл НОД  развитие речи  по лексической теме:

«Квартира. Мебель. Бытовые приборы.»

Дифференциация звуков М – Мь, Н – Нь.

                                                              Учитель – логопед: Иванова Светлана Венадьевна

                                                                                              МАДОУ д/с № 96 г.Тюмень

Программные задачи:

Образовательная область: «Коммуникация»

  • Расширять и углублять представление детей  о мебели, её назначении, деталях, частях; о материалах, из которых она сделана; уточнять, расширять и активизировать представление детей о мире предметов, помогающих человеку в быту развитие умения определять материалы из которых они сделаны, их качества, основные характеристики, а также в знании поговорок и пословиц о мебели;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, совершенствование практического навыка образования и употребления существительных с суффиксами, слов с уменьшительно-ласкательными, обобщение активного словаря притяжательными прилагательными, образование прилагательных от существительного, образование существительных в родительном падеже, подбор прилагательных, глаголов слов антонимов, подбор родственных слов);
  • Развивать связную речь и речевое общение (продолжение развития диалогической формы речи, стимулирование собственных высказываний детей); продолжать развивать навык построения предложений по схемам;
  • Упражнять в подборе слов по схемам; в умении нахождении слов на заданный звук; работа на звуко-слоговой структурой слов;
  • Развитие фонетико – фонематической системы языка (автоматизация поставленных звуков в речевой деятельности, обеспечение усвоения слоговой структуры слова); дифференциация звуков М – Мь, Н – Нь.
  • Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии неречевых звуков, совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги;

Образовательная область: «Чтение  художественной литературы»

  • Пополнить литературный багаж из энциклопедий «От куда пришла мебель?». 

Образовательная область: «Познание»

  • Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о квартире, мебели, бытовых приборах).

Образовательная область: «Здоровье»

  • Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности (зрительной, общей, мелкой моторики, дыхательной, эмоциональной сферы);
  • Создать оптимальные условия для двигательной активности.

Образовательная область: «Социализация»

  • Развивать творческое воображение, ,
  • Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений, взаимовыручки, желание помочь другу. 

Словарная работа: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, комод, стенка, полка, антресоль, обувница, тахта, табурет, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник, телевизор, пылесос, утюг, стиральная машина, холодильник, плита, планшет, электрочайник, телефон; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать, смотреть, переключать, нагревать, гладить, хранить, готовить, засасывать; деревянный, кожаный, мягкий, мощный, горячий, холодный, яркий, звонить, разговаривать. 

Материал:

  • Картинки с предметными картинками по теме «Мебель», «Квартира», «Бытовые приборы»;
  • Слова – схемы с пропущенными буквами;
  • Маркеры чёрные;
  • Вывески магазинов «Магазин бытовых приборов», «Мебельный
  • магазин»;
  • Предметные картинки со звуками М – Мь, Н – Нь.
  • Картинки с описательными схемами для составления загадок – описания на каждого ребёнка;
  • Рабочие тетради;
  • Простые карандаши.

Ход  деятельности № 1:    

1.Загадка про квартиру.

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт? (Квартиры).

- Ребята, а без чего наши квартиры были бы неуютными? (Без мебели).

- Зачем человеку мебель? (Для удобства). Действительно для уюта человек окружает себя множеством предметов.

- Где изготавливают мебель? (На мебельной фабрике).

-В каждой квартире, в саду, школе есть своя мебель – и она разная.  Давайте представим, что мы попали в квартиру. Куда мы с вами попадаем, входя в неё?

(В прихожую). 

Но в нашей прихожей нет мебели. А где можно приобрести её? (В мебельном магазине, мебельный слон). Логопед выставляет вывеску «Мебельный салон».  Посмотрите, мы попали с вами в магазин мебели.  Выходит администратор (подготовленный ребёнок) мебельного салона, здоровается и представляется.

-Посмотрите, у нас в салоне очень большой выбор мебели. Давайте рассмотрим мебель.

Дети выполняют гимнастику для глаз (Показ администратором мебельного салона).

2.Зрительная гимнастика «Мебель».

Будем мебель называть:             Дети глаза вверх.   

Кресло, стул, диван, кровать,    Выполняют круговые движения.                              Шкаф, комод и табурет.             Смотрят влево – вправо.

Я назвала я, или нет?                 Смотрят вперёд.

3.Дыхательно – эмоциональная гимнастика.

Администратором назначается заранее подготовленный ребёнок.

Администратор: -Давайте, пройдём по нашему мебельному салону.

Логопед: - Давайте вместе скажем удивлённо: «Ух, ты! Какой огромный мебельный салон». (Дети повторяют).

Администратор: - Вы можете приобрести вот этот шкаф.

-Увидели большой высокий шкаф и произнесли с восторгом: «Да! Вот это шкаф!». (Дети повторяют).

-Увидели ценник и произнесли фразу грустно: «Ничего себе, как дорого стоит». (Дети повторяют).

-Продолжают фразу печально: «Пойдёмте, нам всё равно его не купить». (Дети повторяют).

Администратор: - Может вам понравится этот зеркальный шкаф-купе, он намного дешевле.

-Увили другой товар и воскликнули радостно: «Ура! Мы купаем этот зеркальный,  шкаф-купе!». (Дети повторяют).   Администратор прощается и уходит.

4. Итак,  какую ещё можно купить мебель, в прихожую, в названии, которой есть звуки [М]-[М`] и [Н]-[Н`]? На магнитной доске расположены картинки с изображением различной мебели.

Дети: (Трюмо, обувница, шифоньер, тумба банкетка, антресоль).

Какие ещё предметы могут украшать прихожую? (Светильник, бра, лампа, абажур, торшер и т.д.) Одним словом называется? (Электрические приборы или электроприборы). Почему их так называют? (Работают от электричества). В каком магазине их можно купить? (В магазине электротоваров). Логопед вывешивает вывеску «Магазин электротоваров».

А теперь ребята вам необходимо выбрать лишний предмет и объяснить выбор.

Игра «Четвёртый - лишний». Какой предмет лишний?

  • Бра, светильник, трюмо, лампа. (Лишняя картинка « трюмо»,  потому – что это предмет мебели, а всё остальное электроприборы).
  • Тумба, обувница, светильник, шифоньер.  (Лишняя картинка «светильник»,  потому - что это электроприбор, а остальные предметы мебели).

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А кто мне напомнит, чем мы сегодня занимались на занятии? О какую комнату квартиры обставляли мебелью? На следующем занятии мы будем беседовать о гостиной. Педагог оценивает ответы детей  на занятии.

Ход деятельности № 2:

1.Загадка про гостиную комнату.

Смотрят тут телепрограммы

Дочка, сын и папа с мамой.

Мягко светит абажур,

В кресле кот поет: "Мур-мур!" (Гостиная).

- Давайте пройдём в гостиную. Кто скажет, почему эту комнату, назвали именно так? (В этой комнате принимают гостей). Кроме мебели и электроприборов в гостиной есть наши помощники, как вы думаете, про что я говорю? (Бытовые приборы). Почему их так назвали? (Ответы детей). Как же называется магазин? (Магазин бытовой техники). Логопед вывешивает вывеску «Магазин бытовой техники»,

2. Итак, сейчас вам предстоит по данной схеме звуков выложить в таком же  порядке картинки.

Дифференциация звуков  [М]-[М`] и [Н]-[Н`].

[М]  [Н]  [Мь - Н]  [Мь]

[Мь]  [М]  [Мь - Н]  [Н]

[Н]  [М]  [Мь]  [Мь - Н]

3. Игра «Назови, определи и раздели слова на слоги».  Слова с названием мебели и бытовой техники со звуками [М]-[М`] и [Н]-[Н`], которая подходит для гостиной комнаты, необходимо распределить в соответствующие столбики (слова со звуками М-Мь и Н-Нь и М-Мь,Н-Нь). Дети по очереди называют слова и выбирают нужный столбик. 

4.Пальчиковая гимнастика «Мебель» (показ ребёнком).

Эту мебель надо знать:        

Стол, комод, диван, кровать.

На диване полежу,

В шкаф одежду положу,

На кровати буду спать,

За столом буду писать,

Если стану уставать,

Сяду в кресло отдыхать.

5. Игра «Назови части». Дети называют части предметов мебели.

У стола – столешница, ножки.

У стула – ножки, сиденье, спинка.

У кресла – мягкая спинка и сиденье, подлокотники, ножки.

У кровати -  основание, матрац, изголовье, изножье (ножной конец).

У дивана – мягкая длинная спинка и сидение, подлокотники, ножки.

У шкафа – стенки, полки, дверцы, ножки.

У комода – стенки, ящики, дверцы.

- Ребята, а для чего нам нужны бытовые приборы? (пылесос, утюг ит.д)

- Какие части есть у бытовых приборов?

У стиральной машины есть барабан, дверца, панель управления.

У утюга есть нагревательная поверхность, кнопка управления и шнур с вилкой.

У пылесоса есть  корпус, мешок для пыли,  шланг, насадки для шланга.

6. Затем  вытягивают карточку со словом и делят его на слоги (у каждого своя карточка).

Запомните! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

М-Мь

Н-Нь

М-Мь, Н-Нь

ви-де-о-ка-ме-ра

Ди-ван,

ка-мин

ком-пью-тер,

вен-ти-ля-тор,

маг—ни-то-фон

лам-па

но-ут-бук

кон-ди-ци-о-нер, план-шет

А теперь мы разомнём наши пальчики.

9. Сейчас мы поиграем в игру «Найди спрятанное слово» (для каждого ребёнка).

Вам надо взять карточку, в которой спрятано слово, отгадав – записать его и  найти соответствующую к слову картинку. (Диван, комод, трюмо, ноутбук, камин, планшет, тумба,  лампа).

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. В какой комнате квартиры мы побывали сегодня? На следующем занятии мы будем беседовать о других комнатах и электроприборах. Педагог оценивает ответы детей  на занятии.

Ход  деятельности №3:

1.Загадка про спальную комнату.

В этой комнате диванчик

Мягкий, словно одуванчик.

Ночью тут летают сны

В желтых лучиках луны. (Спальня)

2. Из гостиной мы проходим в спальную комнату. Почему, ребята, она так называется? Какую мебель можно поставить в эту комнату? Для чего она нужна?(В спальне стоит кровать, чтобы на ней спать. Шкаф – чтобы складывать одежду. Трюмо. Тумба – на ней стоит светильник, часы и т. д.)

3. Игра  «Похвалюшки». Логопед раздаёт картинки с изображением мебели, электроприбора и бытовой техники.  Молодцы ребята, а теперь предлагаю вам  каждому сейчас превратится в любой предмет мебели или бытовой электроприбор и рассказать о себе, а остальные должны будут догадаться. «Вокруг себя повернись, в мебель, электроприбор, бытовую технику   превратись».  Дети встают в обруч и рассказывают о себе.

Загадка – описание (пример другим детям даёт ребёнок).

 Я – предмет бытовой техники. Я стального цвета, большой, прямоугольной формы, металлический. У меня есть дверцы, на них пластиковые ручки. Внутри меня есть полки, пластмассовые ящики. Работаю я от электричества. В себе храню продукты. (Холодильник).

Я – предмет мебели. У меня есть спинка, сиденье, подлокотники. Я очень мягкое, маленькое, обито тканью. На мне можно сидеть. (Кресло).

 Я – предмет мебели. У меня есть тоже спинка, подлокотники, сиденье. Я сделан из дерева, обит поролоном и кожей. Я большой, на мне можно сидеть и лежать. На мне может поместиться 3-4 человека. (Диван).

 Я – предмет мебели. У меня есть полки, дверцы, стенки. Я прямоугольной формы, деревянный, зеркальный. Я могу хранить одежду, книги, бельё. (Шкаф).

Я – предмет мебели. У меня есть спинка, мягкое сиденье, ножки.  Я сделан из металла, сиденье обито поролоном и тканью. На мне можно сидеть. (Стул).

Я – предмет бытовой техники. Я белого цвета, прямоугольной формы,  пластмассовый, среднего размера. Я работаю от электричества. У меня есть пульт. Я - подаю тёплый и прохладный воздух. Ещё могу очищать воздух.                                  (Кондиционер).

Я – электроприбор.  Я стеклянный, прозрачно – жёлтого цвета, маленького размера. У меня есть ножка, плафон, лампочка. Я работаю от электричества. Я нужен вечернее время.                                   (Светильник).

Я – предмет бытовой техники. Я пластиковая, белого цвета, среднего размера. У меня есть лапка, ножная педаль, игла. Я – строчу, пришиваю, шью, штопаю, вышиваю. Я работаю от электричества. (Швейная машинка).

4. «Вопросы – шутки».

Ребята, а я для вас приготовила необычную игру. Дети по очереди вытягивают полоски бумаги с шуточным вопросом и все хором на него отвечают.

  • Говорят, что из пустыни к людям в гости стол пришел?
  • Говорят, что стул двуногим, одноногим может быть?
  • Говорят, что на диване можно только стоя спать?
  • Говорят, что без тарелки суп руками можно есть?
  • Говорят, в красивой вазе одежду можно нам хранить?
  • Говорят, что нам в кастрюле можно сапоги сушить?
  • Говорят, что вверх ногами на кровати можно спать?

5. Пальчиковая гимнастика  «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку (Загибают пальчики.)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть- чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают    

в ладоши и  стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

Идём в вашу самую любимую комнату – детскую.  Вспомните, какая мебель у вас в комнате, расскажите для чего она нужна?

5.  «Назови одним словом».

Стол  для того, чтобы рисовать и писать. Значит он какой? Письменный стол. А если на этом столе стоит компьютер? Компьютерный стол.

Шкаф. В котором висят платья? Платяной. Лежит бельё? Бельевой. Стоят книги? Книжный. Для игрушек? Шкаф для игрушек.

Полка. На которой стоят игрушки? Полка для игрушек. Ставим книги? Книжная полка.

Стул. На котором сидят дети? Детский. Куклы? Кукольный.

Кровать. Для детей? Детская.

Итак, наше время с вами вышло и наше путешествие по квартире пора завершать. Конечно мы с вами продолжим на следующем занятии, так как мы побывали с вами не во всем комнатах. Кто напомнит, какая осталась ещё комната? (Кухня).

А вам понравилось путешествие? Какой момент именно? Как вы считаете, кто сегодня заслужил сюрприз?

(оценивание работы детей на занятии).

Ход  деятельности № 4:

1.Загадка про кухню.

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном. (Кухня)

2. Отправляемся на кухню. Для кухни мебель мы оправимся покупать в … (магазин «Мебель для кухни»,  «Кухонный салон»). А какая же мебель здесь?  (Буфет, стол, стул, табурет, сервант, кухонный гарнитур, шкаф для посуды). Как можно назвать одним словом мебель на кухне? (Кухонная).

3. «Родственные слова». Стол — столешница, столовый, столоваться, столик, настольная (лампа).

Но, мы ребята знаем, что есть  посуда какая? (Чайная, столовая,  кухонная и столовые приборы).

Какая бытовая техника помогает нам на кухне? (Миксер, соковыжималка, кофемолка, кухонный комбайн, тостер, блендер, электромясорубка, микроволновая печь, холодильник, посудомоечная машина).

4. Игра «Скажи наоборот». Подбор к словам антонимов.  

Мяч получай - одним словом называй.

Шкаф высокий, а тумбочка …(низкая),

Диван мягкий, а стул …(жёсткий),

Ложка большая, а ложечка …(маленькая),        

Ножки у стула тонкие, а у стола…(толстые),

Трюмо старое, а  антресоль …(новая), 

Гарнитур детский, а мебель …(взрослая), 

Чугунная сковорода тяжёлая, а аллюминевая … (лёгкая),

Комод старинный, а обувница ….(современная), 

Тарелка глубокая, а блюдце…. (мелкое), 

Кровать широкая, а банкетка….(узкая), 

Шкаф открыть, а  шкафчик …(закрыть),

Книгу на полку поставить, а книжечку с полки…(взять), 

Кресло в квартиру внести, а стенку  из квартиры…(вынести), 

Табурет сломать, а столик …(отремонтировать).

5. «Что для чего нужно? ». Подбор глаголов.

Что делают за письменным столом? (Пишут.) За обеденным? (Обедают.) За кухонным? (Готовят еду.) Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать.) Стул? (Чтобы сидеть.) Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду.) Книжный шкаф? (Чтобы хранить книги.)

6. Игра «Составь предложение по схеме  и запиши его». 

  • Деревянный и большой стол стоит на кухне.
  • В гостиной стоит мягкий, кожаный диван.
  • Детская комната уютная, просторная.
  • На полке стоит интересная книга.

7. Поговорки и пословицы про мебель…

  • Без соли стол кривой.
  • Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Стол спасибом красится.
  • Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф. И т.д.

Итог занятия.

Итак, наше  наше путешествие по квартире подошло к концу. Давайте вспомним что такое «квартира» и  какие комнаты в ней находятся. (Ответы детей). Поднимите правую руку кому на занятии было  легко и считает, что он справился со всеми заданиями. Поднимите левую руку кто затруднялся в каком – либо задании. Педагог оценивает ответы детей  на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Снежная Королева"

Развивать умение детей самостоятельно воспроизводить конструкцию, опираясь на ее графические модели....

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «В гостях у сказки». (Викторина).

Викторина поможет воспитателям обобщить знания детей о сказках (содержание, название, жанровые особенности), воспитывать будущего читателя. Создать положительный эмоциональный настрой всех участн...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе " Мы помним"

Мы всегда будем помнить о защитниках Великой Отечественной войны!...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Весы»

В ходе образовательной деятельности дети знакомятся с историей создания весов. В практической части - под руководством воспитателя создают весы с помощью обычной вешалки для одежды (плечиков)....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...