Выступление на родительском собрании группы «Колокольчик».
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Савельева Людмила Викторовна


Конспект выступления  на родительском собрании группы "Колокольчик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_gruppy.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании группы «Колокольчик».

Тема: «Особенности речи детей 5-го года жизни».

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500-3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее высказываться, точнее излагать мысли. В речи ребёнка этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов и отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).

Всё чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около).

Высказывания свои он строит из двух-трёх и более простых распространенных предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются пока редко.

Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде      и т. д.)  

На пятом году значительно улучшается звукопроизношение детей, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Но у некоторых детей ещё неустойчивое произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, но в других – неверно. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцирует их на слух и в собственном произношении. На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук. Игры и упражнения для детей от 4 – х. до 5 лет направлены на закрепление звука, другие способствуют воспитанию умения слышать звук, узнавать звук в слове. Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки чёткой дикции ребёнку предлагают чистоговорки, речевые игры. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки, но у некоторых ещё отмечается искажение звуков. Такие дети нуждаются в помощи логопеда.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х", приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук "ц". У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р"), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук "ш" звуком "с" ("суба" вместо шуба).

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Таким образом, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать не только существительные и глаголы, но и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна в произношении. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет. Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище. Как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Выступление на родительском собрании «Родительская компетентность»

Рекомендации родителям  детей дошкольного возраста  о «кризисах развития в жизни ребенка»....