Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гнутова Юлия Александровна

В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, развитие слогового анализа, дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_l.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности

с детьми ЗПР по речевому развитию (подготовительная к школе группа).

Речевой диагноз: ОНР (III уровень речевого развития), дизартрия.

Использованные педагогические технологии и методики:

1. символическая деятельность:  

- технология наглядного моделирования,

- макетирование

2. Коммуникативные игры.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. Элементы проблемного обучения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Автор конспекта: Гнутова Юлия Александровна,

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

высшая квалификационная категория


Логопедическая тема: Подготовка детей к освоению грамоты, звук и буква Л.

Лексическая тема: Весна.

Образовательные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании картинок символов.
  2. Совершенствовать навык рассматривания картин.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Работать над голосом, интонацией.
  2. Продолжать развивать фонематические процессы (анализ, синтез, представление);
  3. Знакомство с буквой Л;
  4. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  5. Закрепление правильного звукопроизношения звука Л в словах, предложениях и тексте;
  6. Воспитывать самоконтроль за произношением звука в связной речи.
  7. Развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
  2. Развитие коммуникативных умений.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. Совершенствовать артикуляторную моторику.
  2. Развивать речевого дыхания;

Коррекционные задачи:

  1. Развивать произвольное внимание;
  2. Развивать зрительное восприятие;
  3. Развивать зрительную и слуховую память.

Воспитательные задачи:

1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;

2. Воспитание умения слушать товарищей, педагога.

Оборудование: Символ звука «Л», символ звонкости, буква «Л», полоски-слова, фишки синего цвета, картинки, в названиях которых есть звук «Л» в различных позициях, рабочие карточки-заготовки для фонематического анализа и слогового анализа слов.

Ход НОД

Задачи

Ход занятия

Предполагаемые ответы детей

1

Приветствие, орг. Момент, сообщение темы занятия

Приветствие.

Логопед: сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, посмотрите на картинку (символ звука: летит самолёт)

2

Развитие артикуляции

Л.:   Это звук «Л», поднимите язык за верхние зубы, воздух выходит по бокам языка. Произнесите звук «Л». Посмотрите, а это буква Л. А какой это звук?

Почему?

А какой это согласный, звонкий или глухой? Приложите руку к горлу.

Правильно, звук «Л» согласный звонкий.

«Л-Л-Л»

Согласный

Язык мешает свободно выходить воздуху, есть преграда

Звонкий

3

Развитие фонематического анализа (позиционный)

Л.: Мы сейчас будем определять место звука «Л» в словах, если звук «Л» в начале слова, вы поставите фишку на первый квадрат, если в середине слова, в квадрат посередине, если в конце слова, в последний квадрат.

4

Развитие фонематического синтеза

Л: вы хорошо справились с заданием, а теперь, я буду называть для вас звуки, а вы будете складывать из них слова: Л, У, К; К, О, Л; Л, У, Ж, А; Л, А, П, А; Л, А, К.

Лук, кол, лужа, лапа, лак.

5

Развитие фонематического восприятия

Л.: молодцы, я вам буду называть весенние слова, слова связанные с весной, но могу ошибиться; какое слово отличается от других, назовите:

Апрель, апрель, акварель, апрель.

Грач, грач, грач, врач.

Метель, капель, капель, капель.

Капля, цапля, капля, капля.

Веточка, веточка, деточка, веточка

Лишнее слово: акварель, врач, метель, цапля, деточка

6

Слоговой анализ слов

Л.: Умницы, я для вас приготовила картинки, вы разделите слова нарисованные на картинках на слоги и закрасите столько прямоугольников, сколько и слогов в слове.

В словах лук, кол, лак – один слог, лужа, лыжи – два и т.д.

7

Дифференциация звуков по твердости-мягкости, развитие общей моторики.

Л.: Давайте вспомним, у многих согласных звуков есть «братья» мягкие звуки. Назовите мягкого «брата» звука «Л». Правильно, вставайте около стульчиков, мы поиграем в игру «Твердый-мягкий». Если вы услышите мягкий звук «Ль» - присядьте, если твердый «Л» встаньте и поднимите руки вверх: лак, лейка, Лена, лук, Лиза, лиса, ласточка, лист, лодка, лес, лето, ложка, лоб, лицо, лужа, линия, ладоши, линейка, лампа, лопата, лента, лабиринт, лестница, ландыш, лебедь, лампочка.

«ЛЬ»

8

Развитие фонематического анализа (последовательный)

Л.: молодцы, садитесь, посмотрите перед вами схемы слов из кружочков и картинки, вам нужно раскрасить их. Давайте вспомним каким цветом мы раскрашиваем звуки. Картинки: лук, лиса, лапа, лыжи бал.                                      

Гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

9

Организация окончания занятия, подведение итогов

Вы все сегодня работали очень хорошо, давайте вспомним о каком звуке мы сегодня говорили? Какие слова вы  запомнили со звуком «Л»?

Звук «Л», лак, лодка, лампа, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы: « Звук Ж, буква Ж ».

В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания....

Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.

формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.  к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с мое...

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "Звук и буква К" в старшей группе

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте «Звук и буква К»...