Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
проект по логопедии на тему

Шилова Ольга Валерьевна

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррекционной работы по специальной программе «Коррекционного обучения и воспитания детей 5 и 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и основного образовательного процесса по программе «Детство».

Проект рассчитан на один учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррекционной работы по специальной программе «Коррекционного обучения и воспитания детей 5 и 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и основного образовательного процесса по программе «Детство».

Проект рассчитан на один учебный год.

Общая стоимость проекта–87.000 рублей, запрашиваемая сумма–29.900 рублей.

Постановка проблемы

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития их связной речи. «Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем»*.

В условиях коррекционной группы ДОУ хорошее владение ребенком связной контекстной речью, является одним из основных показателей успешности работы логопеда. Логопедическая практика показывает, что особые трудности в овладении связной речью наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В теории логопедии под ОНР (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой  системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

В условиях речевых групп ДОУ у детей 5-6 летнего возраста наиболее распространенным является ОНР III уровня речевого развития, при котором дети хотя и пользуются развернутой фразовой речью, однако речь эта отличается рядом фонетико-фонематических и лексико-грамматических недостатков. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи: описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.д.

Как показывают исследования Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Глухова В.П., Воробьёвой В.К. и других авторов, высказывания детей с ОНР III уровня речевого развития отличаются нарушениями связности и последовательности изложения, смысловыми пропусками, явно выраженной « немотивированной» ситуативностью и фрагментарностью, низким уровнем используемой связной   речи.

Собственная практика логопедической работы в ДОУ показывает, что за последние три года с увеличением количества детей в логопедических группах увеличилось и число детей с ОНР. (Приложение 1)

___________

* Методика развития и обучения родному языку дошкольников Н.М.Алексеева, В.И.Яшина М.1998г.

Данные результатов диагностики детей нашего ДОУ, поступающих в логопедическую группу,  показывают высокий процент «низкого» и «недостаточного» уровня развития связной речи среди детей с ОНР - это по результатам двух серий заданий около  61%. (Приложение 2)

Программа «Детство», по которой работает наше МДОУ, выделяет развитие связной и в частности монологической речи как главную задачу в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная программа обучения и воспитания детей с ОНР 5-летнего и 6-летнего возраста Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной также ставит задачу развития связной речи как приоритетную, и в частности отмечает « содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической)»*.

Анализируя уровни освоения программы** по разделу «Развитие речи» детей среднего возраста в программе «Детство», мы установили, что характеристика детей с низким уровнем освоения программы  соответствует характеристике развития речи детей с ОНР III ур.р.р. (а это по данным МПК 52%). Таким образом получается, что 52% детей средней группы плохо усваивают общеобразовательную программу и в старшей группе они продолжают обучение по коррекционной программе. ( Приложение 1)

Анкетирование воспитателей показало их невысокую компетентность в вопросах развития связной речи. Так, при ответе на вопрос: «Какие виды связных высказываний ребёнок осваивает в дошкольном детстве», - только 13% воспитателей (1человек из 8) назвали все основные виды. При этом большинство воспитателей (83%) сами осознают свою некомпетентность и хотели бы её повысить в данном вопросе. ( Приложение 3)

Анкетирование родителей также показало, что, как мы и предполагали, большинство из них недостаточно чётко представляют, что такое связная речь и сводят её часто к более узкому понятию «составление предложений». Вместе с тем, все родители чувствуют необходимость развития связной речи у детей, однако, в полной мере не осознают остроту этой проблемы: большинство родителей (75%) указали, что речь их ребёнка развита на среднем уровне, и никто не указал, что речь его ребёнка находится на низком уровне развития. ( Приложение 4)

Данные результатов диагностики детей подготовительной логопедической группы с ОНР III ур.р.р. показывают, что, несмотря на специальное обучение по коррекционной программе, более половины (66%) детей имеют низкий (второй) и очень низкий (первый) уровень развития связной речи в двух первых сериях заданий.  ( Приложение 5)

___________

* Подготовка к школе детей 6-летнего возраста с ОНР в условиях специального детского сада Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М. 1991г., с.5

**Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. С.-П.1997г., с.110

Анализируя статистические данные, результаты диагностики и анкетирования можно сделать вывод, что развитие связной речи у дошкольников в ДОУ в целом, и оптимизация развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР, в частности, требуют особого внимания.

 По своей природе «связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний»*, поэтому очень важно формировать и развивать её в дошкольном детстве, обеспечивая тем самым успешное обучение детей в школе. Анализ реальной ситуации  показал, что назрела необходимость создания единой модели по формированию и развитию связной речи у дошкольников в ДОУ с учётом общеобразовательной и коррекционной программ.

Цели и задачи проекта

Цель: создание модели  оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

1.Разработать и реализовать систему комплексной диагностики развития связной речи во всех речевых группах.

2.С учётом новинок программно - методического обеспечения разработать новую систему перспективного планирования занятий по развитию связной речи во всех возрастных группах.

3.Разработать и реализовать цикл лекций, семинаров, практикумов для воспитателей по разделу «Развитие связной речи».

4.Разработать и провести цикл открытых итоговых занятий, с включением в них раздела «Развитие связной речи», во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

5.Разработать и реализовать цикл консультаций для родителей по вопросу «Развитие связной речи» во всех возрастных группах.

6.Разработать критерии формирования развивающей речевой среды в группах (в том числе в речевых) и преобразовать среду в группах.

7.Сформировать по окончании проекта аудио и видеотеку оригинальных творческих детских рассказов, сказок, стихов, загадок, драматизаций.

8.Провести на базе ДОУ районные и городские семинары для логопедов и воспитателей по обмену опытом работы по разделу «Развитие связной речи».

____________________

*Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. В.К.Воробьёва. М. Астрель 2006г., с.4

Стратегия достижения поставленных целей

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Создание творческой группы, изучение программно- методических материалов, составление перспективных планов.

Методический кабинет

Август

Ст. воспитатель

Разработка системы диагностики детей

Логопедический кабинет

Август

Логопед

Проведение диагностики детей в группах

Группы ДОУ, логопедический кабинет

Сентябрь

Ст. воспитатель, логопед

Анкетирование педагогов

        Методический

        кабинет        

Сентябрь

Логопед

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Лекция и практикум по теме «Связная речь и её развитие в дошкольном возрасте»

Методический кабинет

Октябрь

Логопед

Семинар для педагогов: «Новые методы и приёмы в развитии связной речи в разных возрастных группах»

Методический кабинет

Ноябрь

Ст. воспитатель

Круглый стол для педагогов и родителей «Развивающая речевая среда»

Актовый (музыкальный) зал

Декабрь

Ст. воспитатель, логопед

Проведение промежуточной и итоговой диагностики

Группы ДОУ, логопедический кабинет

Январь

Май

Ст. воспитатель, логопед

Проведение цикла консультаций для родителей детей логопедических групп

Группы ДОУ

Сентябрь

Январь

Апрель

Логопед

Проведение консультаций для родителей детей массовых групп

Группы ДОУ

Октябрь

Ноябрь

Логопед, воспитатели

Оформление стендовой консультации для родителей «Расскажи мне сказку мама»

Вестибюль перед кабинетом логопеда

Сентябрь

Логопед

Проведение смотра – конкурса «Развивающая речевая среда»

Группы ДОУ

Январь

Ст.воспитатель

Проведение итоговых занятий по разделу «Развитие речи»

Группы ДОУ

Апрель – май

Воспитатели, логопед, ст. воспитатель

Создание аудио и видео- теки детского творчества

Методический кабинет

Май

Ст.воспитатель

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Круглый стол: «Итоги работы по созданию модели оптимизации развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР»

Методический кабинет

Май

Логопед

Семинар по обмену опытом на базе ДОУ

Актовый зал

Сентябрь – ноябрь следующего учебного года

Логопед, ст. воспитатель

Ожидаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность ДОУ мы ожидаем:

- повышения уровня развития связной речи у детей всех возрастных групп ДОУ;

- повышения уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР;

- повышение уровня педагогической компетентности по разделу программы «Развитие связной речи» у воспитателей, логопеда, ст. воспитателя ДОУ;

- повышение уровня педагогической культуры родителей по проблеме развития связной речи у детей.

Оценка результатов

Оценка эффективности модели будет проводиться по трём направлениям: дети, педагоги, родители и осуществляться посредством:

- повторного анкетирования педагогов и родителей;

- итоговой диагностики уровня развития связной речи у детей всех возрастных групп;

- подробного анализа открытых итоговых занятий.

Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ДОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОУ, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Бюджет проекта

Смета расходов:

Наименование

Всего

(руб.)

Требуемые средства (руб.)

Имеющиеся средства

(руб.)

Оборудование

Компьютер Genius

7.500

7.500

Монитор Samsung

3.000

3.000

Принтер Samsung

1.500

1.500

Многофункциональный аппарат сканер HP Laserget M 1005 MFP

6.000

6.000

Магнитофон с диктофоном Panasonik

1.600

1.600

Видеокамера

10.000

10.000

Видеомагнитофон LG

3.500

3.500

Телевизор Panasonik

8.500

8.500

Всего:

41.600

10.000

31.600

Редакционно-издательская деятельность,

изготовление информационно-организационных материалов.

Тонер для принтера

850

850

Тонер для копировального аппарата

250

250

Видео, аудиокассеты, CD диски

1.500

1.500

Покупка бумаги формат А-4

800

800

Стенд для консультаций логопеда

1000

1000

Всего:

4.400

3.400

1000

Проведение семинаров, лекций, практических занятий, «Круглых столов» для воспитателей ДОУ.

Маркеры, папки и др. канцтовары

1000

1000

Библиотечный фонд

8.000

3.000

5.000

Всего:

9.000

4.000

5.000

Организация развивающей речевой предметной среды в группах ДОУ

Дидактические игры, альбомы, наглядные пособия

7.000

4.000

3.000

Различные виды настольных, пальчиковых, кукольных театров

6.000

3.000

3.000

Магнитофоны в группах

9.000

4.500

4.500

Комплекты аудиозаписей художественного прочтения стихов, сказок, рассказов по программе

2000

1000

1000

Магнитные доски в группах и в кабинетах

8.000

8.000

Всего:

32.000

12.500

19.500

Всего расходов:

87.000

29.900

57.100


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР Автор: учитель - логопед МДОУ №281 Шилова Ольга Валерьевна, первая квалификационная категория Проект

Слайд 2

Постановка проблемы «Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем» Н.М.Алексеева Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики . В условиях коррекционной группы ДОУ хорошее владение ребёнком связной контекстной речью является одним из показателей успешной работы логопеда .

Слайд 3

Логопедическая практика ФФНР- фонетико - фонематическое недоразвитие речи – «нарушение процессов формирования произносительной системы у детей вследствие дефектов восприятия и произношения» Состав речевых групп, дети 5-7 лет Речевые диагнозы ОНР - общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития - «характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития».

Слайд 4

Структура общего недоразвития речи Особые трудности в овладении связной речью в озникают у детей с ОНР ОНР недоразвитие Фонетики Лексики Грамматики

Слайд 5

Особенности связной речи детей с ОНР Исследования В.П.Глухова , Н.С.Жуковой, В.К.Воробьёвой и других показывают, что высказывания детей с ОНР III уровня речевого развития отличаются: н арушениями связности изложения, с мысловыми пропусками, «явно выраженной немотивированной ситуативностью и фрагментарностью».

Слайд 6

Рост количества детей с ОНР 7детей из 13 200 5 12 детей из 20 200 6 14 детей из 28 200 7 14 детей из 22 2 008

Слайд 7

Развитие связной речи у детей 5-лет с ОНР Преобладание «низкого» и «недостаточного» уровней развития связной речи в заданиях по пересказу и составлению рассказа по серии картинок. Приложение 1

Слайд 8

Анализ уровней освоения ощеобразовательной программы Характеристика речи детей среднего возраста с низким уровнем освоения программы «Детство» по разделу «Развитие речи» полностью соответствует III уровню речевого развития детей с ОНР. 53% детей средней группы плохо осваивают общеобразовательную программу и в старшей группе продолжают обучение по коррекционной программе для детей с ОНР. Приложение 1

Слайд 9

Развитие связной речи у детей 6-и лет с ОНР Несмотря на специальное обучение по коррекционной программе более половины детей подготовительной группы показали «низкий» и «очень низкий» уровень связной речи в двух первых сериях заданий. Приложение 5

Слайд 10

Анкетирование воспитателей Анкетирование воспитателей показало их невысокую компетентность в вопросах развития связной речи Большинство воспитателей осознают свою некомпетентность и хотели бы её повысить: Приложение 3

Слайд 11

Анкетирование родителей Большинство родителей недостаточно чётко представляют, что такое связная речь Никто из родителей не указал, что речь его ребёнка находится на низком уровне развития: Приложение 4

Слайд 12

Вывод на основе анализа реальной ситуации Очевидно, что развитие связной речи у дошкольников в ДОУ и оптимизация развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР требуют особого внимания. По своей природе«связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний» (В.К.Воробьёва), поэтому очень важно формировать и развивать её в дошкольном детстве, обеспечивая тем самым успешное обучение детей в школе. Назрела необходимость создания единой модели по формированию и развитию связной речи у дошкольников в ДОУ с учётом общеобразовательной и коррекционной программ.

Слайд 13

Цель проекта, основные направления работы Цель: создание модели оптимизации развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР Работа логопеда 2 5 3 4 1 по самообразованию с воспитателями с родителями с детьми со специалистами

Слайд 14

Задачи проекта Разработать и реализовать систему комплексной диагностики развития связной речи во всех речевых группах. С учётом новинок программно - методического обеспечения разработать новую систему перспективного планирования занятий по развитию связной речи во всех возрастных группах. Разработать и реализовать цикл лекций, семинаров, практикумов для воспитателей по разделу «Развитие связной речи». Разработать и провести цикл открытых итоговых занятий, с включением в них раздела «Развитие связной речи», во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Разработать и реализовать цикл консультаций для родителей по вопросу «Развитие связной речи» во всех возрастных группах. Разработать критерии формирования развивающей речевой среды в группах (в том числе в речевых) и преобразовать среду в группах. Сформировать по окончании проекта аудио и видеотеку оригинальных творческих детских рассказов, сказок, стихов, загадок, драматизаций. Провести на базе ДОУ районные и городские семинары для логопедов и воспитателей по обмену опытом работы по разделу «Развитие связной речи».

Слайд 15

Стратегия достижения поставленных задач Подготовительный: создание творческой группы, диагностика, анкетирование. I - этап Основной - развивающий: повышение компетентности воспитателей; повышение компетентности родителей; создание развивающей речевой среды; оптимизация развития связной речи у детей. II – этап Заключительный: диагностика, анкетирование, - подведение итогов. III - этап

Слайд 16

Структура связного высказывания Текст Связная речь – вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение Содержание Цельность Внешний план Форма Связность Внутренний план

Слайд 17

Условия оптимизации развития связной речи у дошкольников Единый комплексный подход к развитию связной речи в ДОУ. Развитие мотивационно-потребностной сферы: формирование мотивов связной речи. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию образцов связной речи. Поэтапное формирование связных высказываний в направлении от плана содержания к плану выражения (от цельности к связности).

Слайд 18

Приложение к проекту Виды работы с детьми на основном этапе Связное высказывание Повествование Пересказ Рассказывание по серии сюжетных картин Рассказывание по одной сюжетной картине Творческое рассказывание Рассказы из личного опыта Инсценировка, драматизация, театрализация Описание Отгадывание загадок Пересказ описательных рассказов Описание: предметов, объектов, людей, явлений. Ориентировка Планирование

Слайд 19

Пересказы - по серии картинок плоскостного театра творческий - пересказ - с опорой на графический план с элементами - драматизации

Слайд 20

Составление рассказов по сюжетным картинам Планирование рассказа Составление рассказа с опорой на картинный план

Слайд 21

Составление рассказов – описаний Старшая группа Подготови - тельная группа

Слайд 22

Речевые уголки в группах Сюжетные картины для автоматизации звуков Наборы кукольных, пальчиковых , плоскостных, настольных театров. Библиотека и аудиотека детской литературы

Слайд 23

Ожидаемые результаты проекта, бюджет проекта В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность ДОУ мы ожидаем: - повышения уровня развития связной речи у детей всех возрастных групп ДОУ; - повышения уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР; - повышение уровня педагогической компетентности по разделу программы «Развитие связной речи» у воспитателей, логопеда, ст. воспитателя ДОУ; - повышение уровня педагогической культуры родителей по проблеме развития связной речи у детей. Проект рассчитан на один учебный год. Общая стоимость проекта–87.000 рублей, запрашиваемая сумма–29.900 рублей.

Слайд 24

Оценка проекта Проект получил диплом лауреата на городском конкурсе инновационных проектов

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...