Статья "Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста".
статья по логопедии по теме

В этом материале я постаралась объединить исследования нескольких авторов и выделить основные речевые нарушения на первом, втором и третьем году жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста.

Отклонения в развитии речи у детей первого года жизни.

Развитие звуковой стороны речи начинается с рождения в форме первичных голосовых реакций. Впервые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, который в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ослабленным, монотонными истощаемым или звучать нетипично, как при некоторых генетических синдромах.

Возникновение на 2-3-м месяце гуления, связанного с развитием у ребенка вокализованного выдоха, осуществляется по мере формировання определенной двигательной базы для тренировки речевого дыхания (удержание головки, поворот на бок и т.п.). Начиная с этого возраста голосовые реакции ребенка, становятся более дифференцированными, поддаются некоторой фонетической квалификации (носовые - ротовые, гласноподобные - согласноподобные) и приобретают выраженную коммуникативную функцию.

Переход к лепету (5-6 мес. - 10-12 мес.) связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата, постепенным нарастанием длительности слоговой продукции, формированием интонированного голосового общения.

При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор - шумное, хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкенезиями, апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.

Бедный лепет приводит к нарушению ритмической организации детских вокализаций, которые к концу7 первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию (значение отрицания «не-a», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!»).

Предпосылки появления у ребенка первых слов.

Важнейшими предпосылками появления у ребенка первых слов являются:

  • Анатомическая и функциональная полноценность артикуляционного аппарата;
  • Слуховая и эмоциональная реакция на человеческую речь, понимание речи;
  • Формирование на уровне сенсорного восприятия различительной способности (различение реальных объектов по форме, размеру, цвету, звучанию, на ощупь и т.д.) и первичных обобщений (шарики — кубики, ложки
  • вилки, кошки - собаки) или сенсорных понятий (красный - зеленый, большой - маленький);
  • Соответствующее возрасту умственное развитие и становление внимания, памяти и других психических функций, необходимых для установления первых связей между предметами, действиями и их словесными обозначениями;
  • Мотивированность речи совместным со взрослым действием, ситуацией общения:
  • Выраженная коммуникативная интенция и активное речевое подражание.

Отклонения в развитии речи у детей второго года жизни. Задержка лексического развития

Начальное усвоение языка как лексической системы имеют у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития специфические особенности, связанные с:

  • Длительным «застреванием» на стадии «лепетных» слов.
  • Лепетные слова являются «протознаками»: в них имеются зачатки номинативных значений, интонаций, грамматических категорий, их употребление соотносится с элементарными правилами диалога Они обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, «для функционального определения их статуса необходимо привлечение экстралингвистического материала» (И.Е.Исенина, 1983).
  • Неумением назвать однородные предметы одним словом;
  • Поздним появлением «опорных слов», с которыми связано формирование высказываний типа «исё каси», «исё сыя» и т.п., и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;
  • Стойким эхолалическим повторением за взрослым без умения самостоятельно использовать новое слово в общении;
  • Копированием вопростельной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

Однако главными особенностями таких детей является так называемая «задержка лексического развития», которая проявляется в бедности активного словарного запаса, и специфические трудности в овладении прагматическими аспектами вербальными коммуникации.

У нормально развивающихся детей второй год жизни характеризуется увеличением синтаксической сложности при переходе однословных высказываний к двухсловным. Однако широкая вариативность индивидуальных темпов овладения двухсловными предложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этот критерий практически неприемлемым для детей второго года жизни , имеющих отклонения речевого развития. Самостоятельные детские высказывания настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного слова, которые функционально не тождественны соответствующим формам русского языка - это так называемая «доморфологическая стадия» языкового развития (С.Н.Цейтлин,2000)

Отклонения в развитии речи у детей третьего года жизни.

Следующая «морфологическая стадия» языкового развития связана со становлением фразовой речи. На третьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоятельных высказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ребенком, и первых попыток использовать монолог. Важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периоде становятся:

  • Отсутствие в речи ребенка фраз из 3 или более слов;
  • Пассивность и безынициативность в ведении диалога;
  • Однословность или однотипность ответов на вопросы;
  • Преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» морфологических и грамматических форм и высокая доля имитируемых речевых образцов в речи детей (часто почти полные повторы высказываний взрослого);
  • Несоответствующие возрасту отклонения от последовательного усвоения фонетических моделей или, наоборот, длительное «застревание» на некоторых из них, когда искажения звуков приобретают стойкий патологический характер;
  • Выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов с сочетаниями согласных.

Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением. В случаях наиболее тяжелых форм речевых нарушений развитие речи задерживается на уровне отдельных звукоподражаний, фрагментов слов, их «абрисов» и т.п.

Не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и частота отклонений речевого развития обычно связаны со сроками появления произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка. Как правило, чем позже эти формы должны были появиться в речи нормально развивающегося ребенка, тем тяжелее и чаще они будут нарушены в случаях патологического развития речи. (Н.С.Жукова,1994)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика отклонений в развитие речи у детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Общая характеристика отклонений в развитие речи у детей раннего возраста....

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...