Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в картину» (для детей старшего дошкольного возраста с ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Егорова В. А.

 

Конспект НОД поможет педагогам на занятии по рассматриванию сюжетной картины уточнить знание детей о семье домашних животных и птиц,
активизировать словарь, закрепить умение образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего, будущего времени, согласовывать слова в роде, числе, падеже, использовать в речи предложения со сложноподчиненной связью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedmir.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 137 компенсирующего вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие»

 «Мы в картине побывали, что видали, рассказали»

(для детей старшего дошкольного возраста с ОНР)

подготовила

учитель-логопед

Егорова Вера Анатольевна

г. Чебоксары

2014

Цели:

Коррекционно – обучающие:

Продолжать учить детей образовывать глагольные формы  настоящего, прошедшего, будущего времени, в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Коррекционно –развивающие:

Уточнить знание детей о семье домашних животных и птиц.

Активизировать словарь существительными, обозначающими домашних животных, предметы одежды.

Закрепить умение использовать в речи предложения со сложноподчинительной связью.

Развивать мелкую моторику рук, длительный плавный выдох, глазодвигательные мышцы; повышать остроту зрения.

Коррекционно-

воспитательные:

Воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи, чувство взаимопомощи, поддержки.

Предшествующая работа:  Рассматривание сюжетных картин по теме: « Семья», «Домашние животные и птицы»,  «Детский сад». Обыгрывание сюжетов картин, игры-драматизации, дидактические игры «Скажи ласково», «Один –много», «Кто с кем» и т.п.,

Словарная работа: Художник, зарисовка, эскиз, объект картины.

 Ход занятия:

1.Организационный момент.

 Словесная игра «Скажи, что мы делали, будем делать?».

Ребята,  скажите, что вы делали  вчера?  А что вы будете делать завтра?

А сегодня, я предлагаю вам, ненадолго съездить в деревню.

2.Рассматривани картины.
Дидактическая игра «Кто больше увидит».

Ребята, каждое лето я со своей семьей отдыхаю в деревне. По соседству с нами живет художник. Вы знаете, кто такой художник и чем он занимается?

 Это человек, который пишет картины.

Ему очень нравится писать картины на тему деревенской жизни. Одну из них он мне подарил, она вам немного знакома. Посмотрите на нее внимательно и скажите: сколько на картине головных уборов, полотенец, ведер, фартуков, людей.

Послушайте, как нужно правильно ответить: «На картине три головных убора».

3.Речевое упражнение «Скажи, чья вещь?».

Перед тем, как нарисовать картину, художники выполняют зарисовки, эскизы к картине. Я вам предлагаю их рассмотреть. Скажите, во что одет ваш герой?

Послушайте, какой ответ будет верным: «Мальчик одет в цветную рубашку, полосатые шорты и сандалии».

Итак, , Маша, во что одет твой герой?

А сейчас мы с вами  немного пофантазируем! Придумайте, пожалуйста,  во что ваши герои были одеты вчера? Во что будут одеты ваши герои  завтра? 

4.Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Вам не кажется, что подул легкий ветерок? Давайте посмотрим, нет ли ветра за окном. Упражнение на выработку плавного вдоха:  медленно набираем воздух через нос, следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем, не раздувая щек.

Ветер, ветер, ветерок

Натяни парусок,

Кораблик гони

До Волги - реки.

5.  Рассматривание объектов картины.

Игра «Кто что делал? Будет делать? Делает?».

Девочки, посмотрите, все герои заняты делом. Скажите, что они делают?

 Например: мальчик стоит около бабушки.

Все верно ответили?

Вопрос к детям: А как вы думаете, что делали наши герои до того, как их нарисовал художник, например, утром.

Послушайте: мама варила кашу, папа ремонтировал машину.

Давайте пофантазируем. А что будут делать герои после того, как закончат свои дела, например, вечером?

Послушайте, как я скажу про девочку: «Девочка пойдет играть с ребятами».

Молодцы, ребята. Я услышала от вас очень интересные ответы.

 6. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Как вы думаете, чем же рисовал художник эти эскизы? Поиграем с карандашами.

  • Упражнение «Миксер».
  • «Прокатывание подушечками пальцев».
  • «Ножницы».

7. Гимнастика для глаз и упражнения на развитие общей моторики.

Взяли карандаши в правую руку и построимся вдоль ленточки. Хорошо.

  • Карандаш в правой руке, рука вытянута перед собой.
  • Рука в локте прямая, не сгибаем.
  • Отводим карандаш в сторону.
  • Голова не двигается, следим только глазками.
  • Отводим руку вправо - 2 раза, влево - 2 раза.
  • Зафиксировали взгляд на карандаше.
  • Следим до тех пор, пока глазки видят карандаш.
  • Теперь делаем то же самое, но с поворотом головы и туловища.
  • Взяли карандаш подушечками пальцев.
  • Руки вытянули перед собой.
  • Поднимаем карандаш вверх, пока глазки его видят.
  • Заводим руки за голову.
  • Опускаем карандаш, следим только глазами. Повтор 2 раза.
  • Приседания с вытянутыми руками (карандаш в руках).

Умнички! Положили карандаши в стакан.

8.  Словесная игра «Кто с кем?».

Посмотрите на картину и скажите, за кем ухаживают люди на картине?

Закройте глаза и вспомните.

Посмотрите, сколько зарисовок сделал художник. Кого же он здесь изобразил?        '•'

Послушайте, как нужно ответить: «Конь и лошадь с жеребенком».

Давайте попробуем (ответы детей).

Видите, какие большие семьи и у домашних животных. И все заботятся друг о друге. Ребята, в жизни каждое живое существо заботится о ком-либо и от этого всем становится добрей... Я хочу предложить вам поиграть в игру.

9.  «Кто кому нужен и почему?».

Объясняю вам правила игры: с помощью маркера мы соединяем линиями те объекты, кто друг с другом дружит, и объясняем почему.

Например: Корова нужна маме, потому что она дает ей молоко. Топор нужен дедушке, потому что с его помощью он рубит колышки.

10.  Подведение итогов.

Посмотрите, сколько объектов мы соединили. Это значит, что все в жизни и на картине взаимосвязано. Оценка картины в целом: все нуждаются в помощи и помогают друг другу. Спасибо, вы дали очень интересные ответы, и справились почти со всеми заданиями. А какое задание вам показалось самым интересным?

Ребята, нам принесли странный конверт, что же в нем? Это маленькие картины, они очень похожи на нашу большую картину. Как вы думаете, кто их мог прислать? Конечно художник, он решил вам подарить свои эскизы.

Хотите показать свои картины детям в группе?

Список использованной литературы

1. Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. «Технология составления творческих текстов по картине». - Челябинск, 2000 г.

2. В. И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В. «Мир природы: животные». Детство-Пресс, 2006г.

2.http://www.100mam.ru/category/russkie-narodnye-stishki-poteshki-malysham/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на математический остров»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на математический остров» п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный коррекционно – образовательный маршрут речевого развития воспитанника группы компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Указать использованный методический комплекс Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР – методический комплект программы Н.В.Нищевой Речевое окружение (недостатки речи у в...