«Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей составлению описательного рассказа».
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему
Работая учителем-логопедом в группе детей с ОВЗ (ОНР) я использую элементы ЭИЗ (элемент-имя признака-значение признака). Хочу поделиться опытом работы по обучению детей составлению описательного рассказа объекта с использованием имен признаков.
На модели «Черепаха» вверху находится кармашек для предметной картинки, т.е. объекта, далее в несколько рядов расположены кармашки для карточек - имен признаков.
Игра: «Расскажи о предмете»
Цель игры: формировать умения детей составлять описательный рассказ, используя имена признаков; способствовать овладению детьми навыками грамматически правильного, составления предложений.
Для обучения составлению описательного рассказа, в центр пособия помещается изображение описываемого предмета, и дети с помощью признаков рассказывают о нем.
Ребенок, составивший рассказ, может забрать объект (предметную картинку) и далее продолжить игру – например, разделить на слоги, составить предложение и его схему и т.д.
Результат: составляем описательный рассказ объекта, закрепляем имена признаков.
Вариативная игра: «Угадай, о чем или о ком я говорю», объект (картинка) не предлагается, а ребенок называет только признаки, т.е. описывает загаданный им предмет, остальные дети отгадывают.
Данные пособия могут быть использованы как часть НОД с последующей практической деятельностью (слепить или нарисовать), так и во вне учебной деятельности. Например, во второй половине дня для закрепления пройденного материала воспитателем по заданию логопеда. Например, вспомнить и назвать объект, предложить его нарисовать, слепить, наклеить или составить описательный рассказ об отгаданном объекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 547.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей составлению описательного рассказа».
Из опыта работы учителя-логопеда МБУдетского сада №143 «Бусинка» г.о. Тольятти
В нашем детском саду на протяжении 4 лет педагогами используются в работе ОТСМ-ТРИЗ технологии.
Работая учителем-логопедом в группе детей с ОВЗ (ОНР) я использую элементы ЭИЗ (элемент-имя признака-значение признака). Хочу поделиться опытом работы по обучению детей составлению описательного рассказа объекта с использованием имен признаков.
На модели «Черепаха» вверху находится кармашек для предметной картинки, т.е. объекта, далее в несколько рядов расположены кармашки для карточек - имен признаков. С именами признаков дети знакомятся постепенно, в старшем дошкольном возрасте дети осваивают 18 признаков и их значений.
Игра: «Расскажи о предмете»
Цель игры: формировать умения детей составлять описательный рассказ, используя имена признаков; способствовать овладению детьми навыками грамматически правильного, составления предложений.
Дополнительный материал: предметные картинки.
Игровой мотив: помогите черепашке рассказать, какой подарок (объект) она несет.
Игровое действие: ведущий: «Черепашка приготовила подарок для детей. Расскажи о подарке»
Для обучения составлению описательного рассказа, в центр пособия помещается изображение описываемого предмета, и дети с помощью признаков рассказывают о нем.
Например: выбираем объект СОБАКА.
Имена признаков-символов изображенных на карточках уже знакомы детям.
-размер берется в сравнении (собака по отношению к кошке или птице - большая)
-измерение во времени (молодая – старая)
-температура (теплая – холодная)
-действие (ходит, бегает)
-цвет (черная, белая, пятнистая – выбирает ребенок окрас собаки)
-форма (тело продолговатое, ноги длинные, хвост «бубликом»)
-на вкус попробовать нельзя
-рельеф (мягкая, пушистая, гладкая приятная)
-звук (лает, скулит)
-влажность (нос, язык влажный)
-материал (шерсть) и т.д.
Ребенок, составивший рассказ, может забрать объект (предметную картинку) и далее продолжить игру – например, разделить на слоги, составить предложение и его схему и т.д.
Результат: составляем описательный рассказ объекта, закрепляем имена признаков.
Вариативная игра: «Угадай, о чем или о ком я говорю», объект (картинка) не предлагается, а ребенок называет только признаки, т.е. описывает загаданный им предмет, остальные дети отгадывают.
Данные пособия могут быть использованы как часть НОД с последующей практической деятельностью (слепить или нарисовать), так и во вне учебной деятельности. Например, во второй половине дня для закрепления пройденного материала воспитателем по заданию логопеда. Например, вспомнить и назвать объект, предложить его нарисовать, слепить, наклеить или составить описательный рассказ об отгаданном объекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-223659-1363780186.jpg)
Дидактические игры для обучения детей составлению описательных рассказов
Материал был подобран к теме "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-210155-1444325512.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Статья предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-760482-1637605385.jpg)
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/21/picture-348628-1566347140.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-817456-1477759993.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436363-1397398206.jpg)
Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»
Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436363-1397398206.jpg)
Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»
Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...