Конспект логопедического занятия "Звуки [С],[С*]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Юношева Ирина Владимировна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звуки  С, С*.

Цели:

- Учить детей определять позицию звуков С, С* в словах, выделяя его (на слух и произносительно) в начале и конце слов.

-Продолжать учить синтезу односложных слов  свет, стоп, с наглядной опорой в виде зрительных символов гласных и согласных звуков.

-Учить подбирать слова со звуком С (с наглядной опорой и без таковой).

- Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память детей.

        Ход занятия:

1.Оргмомент.

Логопед предлагает детям подумать и сказать – с какого звука начинается их имя?

Выполнивший задание садится.

2.Пальчиковая гимнастика.

Мише дали новый мячик.         (Загибают пальчики на обеих руках )

Миша сам , как мячик, скачет,  («Скачут» пальцами большим и указательным).

Забывает про дорогу,

На машины не глядит.

И братишка старший строго,      (Грозят пальчиком.)

Очень строго говорит:

- У дороги - не играй,

На неё не выбегай,                       (Вновь загибают пальчики.)

Вдруг споткнешься, упадешь –

Под колеса попадешь.

3.Артикуляционные упражнения. 

-Выполним упражнение «Ветерок». (Наступила весна. Скоро покажутся листочки, а на наших веточках они уже есть. Подуем на них, как легкий ветерок.)

Необходимо следить, чтобы выдох производился только через рот, плавный и длительный; вдох должен быть спокойным, через нос; воздушная струя направляется точно.

-Выполним упражнение «Лопатка».

Язык широкий положи

Его спокойным удержи.

 ( Рот открыт. Губы в улыбке. Положить  широкий  передний  край  языка на нижнюю губу  и  удерживать  его  в таком  положении  под  счет  от  1  до  5-10.) 2.        

«Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,   пошлепывая   его   губами,   произносить   звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти—десяти.

 -Упражнение «Грибок».

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

(Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью  к небу (ЯЗЫК присасывается) и удержать в таком положении под  счет (1….10).

-Упражнение «Саночки».

Сани, сани, едут сами.

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

 

4.Игра «Одень куклу».

-Есть ли у нас ребята, чьи имена начинаются на звуки С, С*.

Прошу их выйти к доске. Даю им в руки по бумажной  кукле и прошу их одеть.

(Из набора одежды они должны выбрать вещи  в названии которых есть изучаемые звуки.

сарафан

блузка

юбка

платье

халат

костюм

костюм

джинсы

брюки

рубашка

шорты

майка

Одежда для тети

Одежда для дяди

5.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай те придумаем имена для тети и дяди.  (Должны содержать в составе звуки С, С*.)Дети произносят звуки, уточняют их артикуляцию

( Губы в улыбке. Зубы сближены. Язык за нижними зубами.)

Однажды тетя ….(…)и дядя….(…) пошли на рынок за продуктами. На дороге они увидели светофор (вывешиваю светофор с красным светом ). Почему они остановились?

(Дети рассказывают о том, что переходить улицу можно только на зеленый свет, вспоминаем некоторые правила).

         

6.Звукокой анализ и синтез.

Называю слова СТОП, СВЕТ. Составляем их схемы и анализируем.

7.Физминутка.

На улице нашей            (Дети двигаются из одного конца группы в другой,

Машины, машины,        держа в руках воображаемый руль.)

Машины большие.

Спешат грузовые,          (Сделав разворот, двигаются в другую сторону.)

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,  (Когда все « машины проехали», один из детей-

Я – примерный пешеход:    пешеход, «переходя улицу», произносит эти                

                                                                                                                       слова.

Торопиться не люблю,       ( Пешеходы все дети по очереди.)

Вам дорогу уступлю.

        8.Выделение слов со звуками С, С*.

Тетя … и дядя … купили на рынке овощи. (Детям показываю овощи , они должны выбрать предметы в названии которых есть звуки С, С*.

Овощи: капуста, картошка, перец, редис, свекла, горох, лук, салат, помидоры.

8.Называние слов с изучаемыми звуками.

Логопед знакомит детей с девочкой Светой и говорит, что она любит все слова со звуками С, С*. Каждое из них живет в своем домике (вывешиваю два домика с синей и с зеленой крышей).

Дети называют слова на звуки С, С*  и предлагают «заселить» их в домики .

(Слова назвать ориентируясь на указанное сообщение).

  1. ПРОДУКТЫ:…сметана, сало, соус, салат, капуста, кекс.
  2. ПОСУДА:…миска, кастрюля, салатник, селедочница.
  3. МЕБЕЛЬ:…стол, стул, кресло, скамейка.

9.Определение позиции звуков в словах.

Игра с Буратино.

        Выставляю на доску Буратино и читаю стихотворение:

Слышал мальчик Буратино с желтой челкой на лице:

Есть слова , где С в начале, есть слова, где С в конце.

Но запутался и вот-

Ничего не разберет.

Далее называю слова с изучаемыми звуками, дети демонстрируют место звука в слове с помощью ежика и желтой полоски(схеме слова).(По принципу игры «Ходит ежик вдоль дорожек»).

10. Итог занятия.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...