Консультации для родителей
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Пушкарёва Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как сделать речь ребёнка красивой»

Что мы подразумеваем, говоря о хорошо развитой речи? Конечно, умение рассказывать и правильно выговаривать звуки.

 Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания, содержательнее и полноценнее взаимоотношение с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, чрезвычайно возбудимыми.

Что же нужно делать, чтобы повысить качество речи наших детей?

 Для нормального становления речи необходимо, чтобы были достаточно развиты органы чувств ребёнка-слух, зрение, обоняние, осязание, а также хорошее психофизическое состояние ребёнка, которое зависит от окружающей среды и людей, с которыми общается ребёнок (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, воспитатели), и именно эти люди должны создавать благоприятную обстановку для правильного развития.

 Это спокойная обстановка в семье, в которой ребёнок получает достаточное количество внимания (совместные игры, чтение книг, рассказывание сказок). Необходимо отгородить ребёнка от негативного влияния телевизора (речь идёт о передачах, которые не соответствуют данному возрасту, от бесконечного "просиживания" перед компьютером, от игры с сотовыми телефонами, от шумных игр и громкой музыки). Особое внимание хочется уделить игрушкам, выбирайте игрушки в соответствии с возрастом, не покупайте игрушки, которые будут раздражать психику ребёнка (большое количество автоматов, пистолетов, комиксов).

 

Давайте, рассмотрим из чего состоит правильная и красивая речь.

 1. Голос. Далеко не каждый человек может им владеть. Мы все учились и слышали разных преподавателей. Кто-то рассказывает умные вещи ровным, монотонным голосом, но нам через 10 минут захочется спать. Другой использует мимику и жесты, говорит, то повышая, то понижая голос и мы слушаем его, не уставая. При помощи голоса говорящий способен донести гораздо больше информации, полнее выразить свою мысль. Голос делает речь музыкальной, певучей, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие.

 Чему же мы должны учить детей? Менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания (громкость). Дети должны знать и понимать, что громкость голоса зависит от того, в какой ситуации и где мы находимся. В помещении мы говорим тише, чем на улице, где нашу речь заглушают различные звуки. Но! Послушайте, как кричат дети на прогулке, а ведь голосовой аппарат ребёнка находится в стадии формирования. У девочек его формирование заканчивается в 13-14 лет, а у мальчиков - в 15-16!

 Обязательным условием для нормального развития голоса является хороший фонематический слух. Только те дети у которых фонематический слух хорошо развит способны улавливать различные оттенки и изменения голоса и точно воспроизводить все тонкости звучащей речи. Плохо развитый фонематический слух также может являться причиной нарушения звукопроизношения у ребёнка, т.к. ребёнок не может на слух различить произношения некоторых звуков, которые он взаимозаменяем в речи, например: балка-палка, удочка-уточка.

 2. Речевое дыхание. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонации.

 3. Мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, звукопроизношение, связная речь. Как же в домашних условиях развивать мелкую моторику? Наша современная жизнь даёт большие возможности - это конструирование, лепка (пластилин, глина, солёное тесто), аппликации, оригами, пазлы, мозаика, бисероплетение, вязание, рисование, шнурование, пальчиковая гимнастика. Существует много кружков, занятия в которых направлены не только на приобретение навыков, но и на развитие моторики рук.

 4. Звукопроизношение. Минимальной речевой единицей является звук. Существуют следующие группы звуков:

 - сонорные (л, р, й)

 -свистящие (с, з, ц)

 -шипящие (ш, ж, ч, щ)

 -заднеязычные (к, г, х)

 В 4года ребёнок должен правильно произносить все звуки за исключением шипящих и сонорных.

 К 5-ти годам нормой является неправильно произносимые звуки Р и Л.

 Принято считать, что формирование речи у ребёнка заканчивается к 5-ти, в редких случаях к 6-ти годам.

 5. Артикуляционная моторика. Чтобы научить ребёнка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать, как он произносится, и какие движения артикуляционных органов необходимо отработать. Чтобы ребёнок правильно умел произносить звуки, его артикуляционные органы должны быть достаточно подвижны для этого. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений направленный на выработку подвижности языка, губ, нижней челюсти.

 6. Лексика, грамматический строй речи, связная речь.

 Красивая речь-это не только правильное звукопроизношение, а также грамотное построение предложений, правильное употребление склонений, падежей, предлогов во время высказывания. Необходимо также знание лексических тем соответствующих возрасту, например: "Овощи", "Фрукты", "Мебель", "Дикие и домашние животные", "Цветы" и т. д.

 Особое внимание хочется уделить чистоте речи, это отсутствие в ней лишних слов, слов-"сорняков", слов-"паразитов". Засоряющими речь они становятся из-за частоты неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе слышим: значит, понимаете, так сказать, вот, короче, собственно, видите ли, да так и др. От немотивированного употребления этих слов нужно избавляться. Строго контролируйте свою речь, речь своего ребёнка и окружающих.



Предварительный просмотр:

Фонематический слух, и почему это важно?

Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Развитый речевой слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Календарь развития фонематического слуха младенца

1 неделя - реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2 неделя - прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно.

3 неделя - слуховое сосредоточение; затихает при резком звуке.

4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика, висящему надо ним, затормаживая свои движения.

1 месяц 1 неделя - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

2 месяца 1 неделя - начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги.

2 месяца 2 недели - живая реакция на угрожающие звуки.

2 месяца 3 недели - довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им.

2 месяца 4 недели - ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука.

3 месяца - слушает музыку (предпочитает классическую).

4 месяца - начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникновение певческих интонаций.

5 месяцев - поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука), находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам.

6 месяцев - различает свое и чужое имя.

7 месяцев - оценка и понимание осмысленных звуков.

9 месяцев - нравится слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии.

12 месяцев - понимание часто употребляемых слов.Узнаем неречевые звуки

Упражнения и игры для развития фонематического слуха.

  • Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
  • Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
  • Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
  • Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
  • Игра «Сколько слогов?» Дети должны прохловать слоги,называя слово по картинке.

Наша система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка

укорочена подъязычная связка?

Подъязычную уздечку знают все – это перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Но вот разглядеть её во рту не так-то просто. Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Ребёнок вряд ли это потерпит. К тому же можно серьёзно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную связку может сам малыш, причём совершенно добровольно. А вы используйте маленькие хитрости. Широко раскройте свой рот и потяните кончик языка к нёбу. Затем скажите: «У меня язык поднимается высоко-высоко! А у тебя?». И вот тут ловите момент, чтобы рассмотреть подъязычную уздечку крохи.

Отклонения от нормы:

1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка препятствует.

2. Уздечка тонкая. Её передний край прикреплён близко к кончику языка.

3. Уздечка представляет собой плотную короткую перепонку, прикреплённую близко к кончику языка.

4. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Чем это грозит?

Практикующие учителя-логопеды в своей работе нередко сталкиваются с механической (органической) дислалией, очень часто причиной которой является короткая подъязычная связка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко подниматься. Что нарушает произношение так называемых верхних звуков Ш, Ж, Л, Р. Если вы не знаете о состоянии подъязычной связки вашего ребёнка и самостоятельно определить это не можете, то обратитесь за консультацией к стоматологу-хирургу или логопеду. Если же вы знаете о подобной особенности речевого аппарата вашего ребёнка, то целесообразно как можно раньше начать выполнять упражнения по растяжению подъязычной связки. варенье», «Гармошка».

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения либо не принесут желаемого результата, либо приведут к разрыву уздечки.В ряде случаев данные упражнения могут растянуть подъязычную связку даже взрослого человека (при условии их правильного систематического выполнения).Все упражнения выполняются ежедневно (1-2 раза в день), перед зеркалом, под счёт до 5-7.

1. Упражнение «Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

2. Упражнение «Маляр»

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперёд-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

3. Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот как можно шире. Чем шире открыт рот, тем эффективнее это упражнение.

4. Упражнение «Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

Если выполнение артикуляционной гимнастики в течение 3-х месяцев не приносит результата, логопед направляет ребёнка к хирургу-стоматологу для подрезания уздечки.

Не стоит ждать, что после подрезания нарушенные звуки появятся сами собой. На 10-12 день после подрезания нужно будет обязательно выполнять вышеперечисленные упражнения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...