Возможные примеры игр как средства развития детей дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

    Игра – ведущий  вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karaseva_e.a.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Возможные примеры игр как средства развития детей                            дошкольного возраста.

Карасева Э.А., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 11 г. Воронежа

    Игра – ведущий  вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление. Именно в игровой форме федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает всех дошкольных педагогов организовывать НОД с детьми.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как – будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла – только игрушка, но любит ее как живую.

Маленькие дети не всегда могут выразить словами то, что у них на душе. Иногда они испытывают гораздо большую потребность в ласке и общении, чем получают, а в силу отсутствия жизненного опыта не могут понять отношения близких.

В игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет. Для магазина надо подобрать подходящие товары. Так в игре развиваются творческие способности детей. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные дома, в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизведя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значения становятся для него более понятными.

В возрасте от 2 до 6 лет формируются самые основные качества личности  маленького человека, поэтому для родителей очень важно заметить какие-то особенности или возможные отклонения в характере ребенка. А для этого нужно всего лишь повнимательнее присмотреться к тому, в какие игры он играет. Поскольку ребенок подсознательно выражает весь свой накопленный опыт, внутренние конфликты, а также эмоции в игре, родители могут составить представление о том, что волнует, тревожит или радует их малыша. О чем же говорят игры нашего ребенка?

Вид игры. Ребенок выражает заботу о кукле или плюшевом мишке, которому «больно», гладит его по голове и жалеет.

Значение. Возможно, ваш сын или дочка проигрывают эпизод, подсмотренный им где-то недавно. А может быть, он играет «в маму», копируя ваше поведение. Это говорит о том, что малыш любит вас и зависит о вас.

Но, возможно, ваш ребенок по той        или иной причине чуть больше нуждается в любви, заботе и нежности, а жалея куклу, пытается компенсировать то, чего не достает ему.

Вид игры. Игрушечные машины то и дело сталкиваются, ребенок постоянно стучит игрушками или бьет крышкой по кастрюле.

Значение. Может быть, ему просто нравится шум и необычные звуки. Но подобный вид игры может также означать наличие конфликтов, которые он может испытывать в отношениях с матерью, отцом, братом и т.д. по игре или каких-то других бытовых ситуациях. Выражая гнев, он таким образом «разряжается» и успокаивает себя, и от этого ему становится легче на душе.

Вид игры. Ребенок играет в монстра, любит слушать «страшилки».

Значение. Благодаря сказкам и историям «страшного» содержания ребенок получает возможность эффективнее и безболезненнее одолевать свои страхи. Так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве. Это своеобразная тренировка храбрости, мужества, силы воли и т.п. Через это удовлетворяется познавательный, исследовательский инстинкт ребенка. Таким образом он самоутверждается, познает свою самоценность и тренирует инстинкт самосохранения.

Вид игры. Ребенок притворяется, что ест что-нибудь запретное или делает еще что-то запретное.

Значение. Это может быть проявлением бунтарства, внутреннего протеста против запретов. Но, возможно, это всего лишь здоровый способ справиться с разочарованием от того, что он не может делать то, что ему хочется. Вместо того, чтобы капризничать или закатывать истерику, он успокаивает себя, делая «понарошку» то, сто ему не позволяют делать по настоящему.

Вид игры. Ребенок ругает или наказывает куклу, другую игрушку, за то, что она в чем-то провинилась.

Значение. Воспитывая куклу, ребенок признает и в какой-то мере принимает те запреты и ограничения, которые получает от вас.

Вид игры. Ребенок играет в богатыря или любого другого супер – героя.

Значение. Он чувствует себя могущественным и уверенным в себе, а также способным помогать слабым. Игра в супер – героя укрепляет его уверенность в себе.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, улучшается эмоциональный фон. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей....