Этапы развития связной речи ребёнка
консультация по логопедии по теме

Выявление уровня речевого развития детей важно так как полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности  в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме, в налаживании взаимоотношений с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы развития связной речи ребёнка.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух направлениях: совершенствуется способность к пониманию обращенной речи и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется в раннем и дошкольном возрасте.

Общение с другими людьми занимает центральное место в жизни ребёнка. Потребность в общении являются главной мотивирующей силой и организующим началом, которые формируют у ребенка активное стремление овладеть речью. Потребность сообщить что-то другим людям и быть понятым поддерживает попытки ребенка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Поэтому развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности взаимоотношений с родителями. Когда ребенок уверен, что будет услышан и понят, интенсивность речевого и психоэмоционального развития существенно возрастает. Известно, что малоразговорчивые, эмоционально сдержанные или холодные матери, плохо откликающиеся на попытки ребенка вступить в контакт, подавляют речевую активность ребенка, что в ряде случаев приводит к задержке речевого развития.

С  самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Известно, что активное участие родителей в ранней, еще элементарной форме диалога, сильно стимулируют развитие его речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга.

Ситуация естественного диалога создается при наличии потребности сообщить что-то собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Часто вопросы взрослого и ответы ребенка нельзя назвать диалогом. Общение такого рода носит односторонний характер, и его нельзя считать полноценным. В первые годы жизни ребенка его возможности передачи смысла высказывания с помощью слов и фраз еще существенно ограниченны. Малыш  выражает свои мысли и желания частично словами, частично жестами, мимикой, интонацией. Иначе говоря, он еще слабо владеет навыками диалога как средства общения. Развитие этих навыков продолжается долго: не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.

Взрослые должны приветствовать собственные мысли ребенка и его индивидуальный способ их изложения (даже если это выглядит в их глазах «детским лепетом»). Именно тогда возникает полноценный диалог и создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной  игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности. Дети с недостатками произношения значительно медленнее усваивают программный материал. Перейдя в школу, часто с трудом овладевают грамотой – плохо читают, пишут. Взрослые и товарищи не всегда их понимают, переспрашивают, часто недооценивают их знания.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?

Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением.   Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое  возрастное косноязычие.  Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка –  «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.

К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они  «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Хотя часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы.  Как правило, когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Родители  мечтают, чтобы  ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда необходимо учить его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи и комплексов.

  1. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками:  Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Развитие связной речи ребёнка в игре.

   Проблема развития  связной  речи  издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложн...

Развитие связной речи ребёнка в игре.

Развитие связной речи ребёнка в игре. ...

Консультация для родителей в старшей группе «Связная речь ребёнка 5 – 6 лет»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей « Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях».

Консультация для родителей « Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет  с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях»....

Консультация для родителей « Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет с помощью дидактических игр в домашних условиях».

Консультация для родителей« Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет   с помощью дидактических игр в домашних условиях». На занятиях и в повседневной жизни педагоги учат дет...