Консультация для воспитателей и родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Бабаева Вероника Рубеновна

Упражнения для развития мелкой моторики и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami_i_razvivaem_rech.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Играем пальчиками и развиваем речь.

  Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдают все компоненты речевой системы: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.

   Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с данной речевой патологией наряду с недоразвитием вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.

   Работу желательно проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3 – 4 минуты на занятиях логопеда, воспитателя, физкультурных занятиях.

   Целесообразно проводить специальные упражнения (пальчиковую гимнастику), которые стимулируют речевое развитие. Соответствующее выражение«пальцы помогают говорить» не лишено основания, так как центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Данные игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков. Проанализировав большое количество специальной литературы современных авторов(Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Т.С. Овчинникова, Т.В. Будённая,А.В. Антонова и др.), была составлена картотека используемых в коррекционно – развивающей работе упражнений пальчиковой гимнастики. Например, некоторые из них:

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши.

- Ох!

Один хлопок.

И ушел.

Газон засох.

Ритмичные хлопки по столу.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

Н.Нищева

«Пирог»

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот купил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог

Ручейком пирог утек.

«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

Опять показывают, как пекут пироги.

П.Воронько

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Дал большущие пакеты,

«Рисуют» руками большой круг

В них же – вкусные предметы:

Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.

В.Волина

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Самый младший - это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Консультация предназначена в помощь родителям для развития связнной речи ребенка....

Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"

Консультация для родителей "ИГРАЯ С ПАЛЬЧИКАМИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!"...

Консультация для родителей "Играем с пальчиками-развиваем речь"

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо ра...

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс о повышении профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы....

Консультация для родителей "Играем с пальчиками – развиваем речь"

Ученые говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга ребенка и напрямую связано с развитием речи. Заметили, что если движение рук слажены, то речь у ребенка нормальная для...