Почему ребенок плохо говорит
консультация по логопедии по теме

В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, то есть на фоне полного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей80.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей, реакция испуга может спровоцировать заикание).

Но  довольно часто у детей  наблюдается задержка в развитии речи,  хотя они здоровы, у них нет поражения центральной нервной системы или  нарушений слуха.  В чем же причина нарушения? Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время раннего периода развития: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений пальцев и речи?  Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.    И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один-два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самостоятельным, молчаливым.

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причине. В словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по своему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть нарушено стремительностью речевого развития. Это когда первые слова ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок в 1 год 3 месяца вдруг начинает говорить правильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности ребенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Берегите физическое и психическое здоровье детей.

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Почему ребенок плохо говорит?

Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на  этот вопрос  одним предлож...

Почему ребенок плохо говорит?

К возникновению  речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"

Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...

методическая рекомендация "Почему ребенок плохо говорит"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов....

Почему ребенок плохо говорит

Консультациядля  родителей...

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....