Кк научить детей правильно использовать в речи предлоги.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Свиридова Галина Александровна


Очень турдно и сложно детям с ТНР (ОНР) распознавать. различать и употреблять различные предлоги. При этом не только сложные, но и простые. Очень много времени я уделяю работе именно по этому разделу. И хочу поделиться своими методами с другими логопедами и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над усвоеникм предлогов19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

                В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения  у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития таких компонентов речи как фонетико-фонематических и лексико-грамматических.

      Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание»  немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.

     ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Поэтому правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги можно  скомпоновать в следующие группы:

  1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
  2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
  3.  Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
  4. Предлог (у) –наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
  5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
  6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

    Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой подготовительной группы.  При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных

 при обследовании в начале года.

    Большое внимание уделяется подбору наглядности,  практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями. (см. рисунок в приложении).

 Главное  место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

   Сначала необходимо дать детям понятие  о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч ….стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

     Дети быстрее выполняют задание, если применить игровые приемы. Например, Незнайка находит игрушки в домике (под столом, около шкафа в кукольном уголке)  и называет предложения с определенным предлогом.  

       На следующем занятии дети упражняются в понимании значений предлогов (в, на, за, около, под). Они играют в прятки с игрушкой-кошкой. Ребята говорят, где она сидит. Например, в шкафу, на шкафу, за шкафом, под шкафом. Затем они угадывают и называют,  где на картинках сидит белка. Например, под елкой, на елке, за елкой,  в дупле. На этом же занятии дети учатся обозначать предложения с предлогами символами. Они узнают, что маленькое слово обозначается зеленой полоской, но покороче,  чем  обычное слово и пишется с другими словами в предложении раздельно. (см. рисунок в приложении).

Например: на доске логопед символами обозначает предложения с предлогом «В» , который стоит на первом месте (В дупле сидит белка). Дети на столах обозначают предложения (Белка сидит в дупле), где предлог стоит на третьем месте. Таким образом, ребятам дается понятие, что «маленькое слово» в предложении может стоять на любом месте.

    Полученные знания о правильном употреблении предлогов в речи закрепляются  в  играх. Например: в игре «Таня-растеряша» дети помогают девочке Тане найти в комнате школьные принадлежности, которые она не положила на место. Для этой игры можно применить интерактивную доску.

      Игра  «Где живет зайчик?». В трехэтажном доме одна квартира свободна.

       Проводятся и такие словесные игры как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя  любимая игрушка», «Куда спрятали игрушку» и др.

   Можно детям давать и различные задания. Например: «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе  с предлогами (в, на, за, под, около) и назовите предлог».

    Хорошо использовать картинки, на которых предметы или объекты можно двигать. Или две картинки, где на одной – предмет не двигается, а на другой – передвинулся. Например: Собака в будке и она вышла из будки. Бабочка на цветке, бабочка улетела с цветка и т.д.

      После того, как дети научатся составлять предложения с предлогами с опорой на действия предметов или объектов, детям даются картинки с одним действующим лицом, по которым предложения можно составить только с одним определенным предлогом. Например: Собачка сидит в будке, собачка выходит из дома, собачка сидит на траве. (см. рисунок в приложении).

     Ребята учатся составлять предложения с предлогами с опорой на панно или интерактивную доску, по которым можно составить предложения с  предлогами.   На панно можно выставлять картинки с изображением животных, домика, мальчика, солнышка, тучки и птиц. . Это панно удобно в обучении детей, так как все предметы и картинки на нем можно передвигать, показывая, как осуществляется действие. Ребята составляют предложения с предлогами на наглядно-действенной основе.

     Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке», такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.

      Для развития интереса детей в работе  использовали помимо перечисленных и такие задания как: « Если правильно ответишь на вопрос,   на наборном полотне появятся  персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».

      Работа с детьми усложнилась после того, как ребята научились читать. Они составляли предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями. Н-р: Весной . лесу много цветов.

    Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научите детей правильно слышать и произносить звуки

консультация для воспитателей детского сада по формированию фонематического слуха у детей...

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи "Предлог НА".

Занятие позволяет в игровой форме познакомить детей с пространственным значение предлога НА и сформировать навык правильного употребления данного предлога во фразовой речи....

Презентация "Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлога "ПО""

Цель: Закрепить умение составлять предложения с предлогом "по"...

Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлогов.

Закрепление умения составлять предложения с предлогом за....

Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлогов.

Презентация упражнений для закрепления правильного употребления в речи предлога к...

упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлога на

упражнения для закрепления в речи правильного употребления в речи предлога на...

Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлога от.

упражнения для закрепления правильного упоьребления в речи предлога от...