Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Кияшко Ольга Ивановна
В данном исследовании были выявлены особенности формирования основ диалогической речи детей четвертого года жизни детей, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения, путем специального моделирования игровых ситуаций. Основными задачами работы являются: 1.создание коммуникативных игровых ситуаций; 2.выделение аспектов изучения, критериев развития диалога; 3.определение уровней развития диалога; В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, игра, комментированное рисование, статистическая обработка данных. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГКУЗ «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа.

Проблема

        Дети с проблемами в развитии и здоровья, воспитывающиеся в условиях депривации, испытывают значительные трудности в формировании коммуникативной и социальной компетенции.

        Актуальность 

Несмотря на рост числа исследований, посвященных проблеме диалогического общения, до сих пор недостаточно исследованы особенности его развития у детей, находящихся в специфических условиях, в условиях закрытого учреждения. Изучение особенностей развития диалогической речи у детей позволит  нам наметить  основные направления  логопедической работы по данной проблеме.

Цель исследования – выявление особенностей диалогической речи детей четвертого года жизни, путем специального моделирования игровых ситуаций взрослым.

Задачи:

Создание коммуникативных игровых ситуаций; выделение аспектов изучения, критериев развития диалога; определение уровней развития  диалога; обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, игра, комментированное рисование, статистическая обработка данных.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГКУЗ «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2» . В исследовании участвовало 15 детей четвертого года жизни.

Нами были разработаны следующие игровые ситуации:

«Знакомство с куклой Катей. Кукла Катя приглашает поиграть…»

Цель: Исследование использования ребенком  речевых штампов,  согласно ситуации общения (здороваться, знакомиться, приглашать к совместным играм, используя обращения, проявляя  доброжелательность.).

«Кукла Катя  заболела»

Цель: Выявление умений ребенка осуществлять запрос информации, проявлять сочувствие.

 «Нарисуем подарок кукле Кате»  (комментированное рисование)

Цель: Выявление разнообразия детских   реплик,  а также  особенность  речевых высказываний  в процессе рисования.

«У куклы Кати день  рождения»

Цель: Выявление навыка реплецирования,  использование речевых штапмов

«Кукла звонит малышу»

Цель: Выявление возможностей малыша делиться своими впечатлениями, переживаниями.

Игра – инсценировка  «Кошка и собачка поссорились»

Цель: Исследование реакции  ребенка на конфликт в игре, осмысление  проблемной ситуации, умения  ребенка дать совет.

Игра – инсценировка  «Как курочка  и петушок  иголку просили»

Цель: Употребление ребенком  вежливой формы просьбы.

С целью объективности оценки экспериментальных данных ситуации общения проигрывались с каждым ребенком индивидуально.

В основе определения критериев развития диалогической речи рассматривались методики Р.Е. Левиной по оценке средств общения, методы обследования критериев оценки диалогической речи О.А. Бизиковой. Аспекты изучения и критерии развития диалога нами адаптированы с учетом умственного и речевого развития обследуемых детей и представлены в таблице.

Аспекты изучения

Оценка овладения (в баллах)

Достаточный уровень (4 балла)

Средний уровень (3 балла)

Низкий уровень

 (2 балла)

Умение пользоваться разнообразием реплик-побуждений

Легко и свободно обращается к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями). Изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.).

Затрудняется в использовании побуждений, не всегда адекватно формулирует  их.

Слабое проявление умения пользоваться репликами – побуждениями или его полное отсутствие.

Умение вежливо реагировать на побуждения

Ребенок изредка реагирует на побуждение с нарушением принятых норм.

Ребенок ситуативно реагирует на побуждение с нарушением принятых норм.

Почти не реагирует на побуждение.

Умение пользоваться

формулами речевого этикета

Разнообразные варианты формул речевого этикета используются адресно,  мотивированно, доброжелательным тоном.

Использует формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращается по имени  к детям и имени отчеству взрослого. Доброжелательность проявляет ситуативно.

Почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладает недоброжелательность в обращениях.

Умение отвечать на вопросы

Отвечает на все вопросы,  поддерживает тему разговора, соблюдает очередность.

Может оставить без ответа  вопросы,  как взрослого, так и сверстника, ответы не отличаются исчерпанностью.

Отвечает неохотно, ответ не соответствует содержанию вопроса либо совсем не отвечает.

Умение задавать вопросы

Ребенок использует все типы вопросов: общие, социально-личностные, познавательные.

Задаваемые вопросы однообразны, чаще по поводу деятельности. Преобладают вопросы общего характера.

Крайне редко задает вопросы (Кто? Где? Это что?) либо совсем не задает вопросы.

Умение делиться впечатления

ми, переживания

ми

Делится своими впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы.

Редко по своей инициативе делится впечатлениями, жалуется.

Самостоятельно не делится своими впечатлениями, переживаниями. Или использует довербальные средства общения.

Особенности речевых высказываний (интонация, распространен

ность, нераспространенность)

Использует распространенные предложения,  завершенные  высказывания, все типы интонаций: вопросительная, повествовательная, восклицательная.

Иногда использует распространенные предложения. Зачастую использует короткие, лаконичные фразы. Преобладают повествовательная и вопросительная интонация.

Фразы однословны. Грубые аграмматизмы. Речь не интонирована, преобладает повествовательная интонация.

На основе выделенных критериев были определены уровни развития диалогической речи: достаточный уровень 3 - 4  балла, средний уровень (ниже достаточного) 2,5 - 3 балла, низкий уровень (критический) 2- 2,5  балла. В ходе эксперимента по обследованию особенностей диалогической речи детей оценивался каждый критерий диалогической речи на основе проявления показателей, а также определялся общий уровень развития диалога по совокупности оценок всех ее критериев у каждого испытуемого. Результаты исследования в обследуемой группе, состоящей из 15 детей, показали, что достаточный уровень развития диалогической речи выявлен у трех детей (что составляет 21,4 % от общего числа обследуемых), средний уровень – у 11 детей (что составляет 78, 5%), низкий уровень выявлен у 1 ребенка (что соответствует 7,1 %). Проанализировав, результаты обследования, мы пришли к выводу: несмотря на то, что сформированность критериев основ  диалога у большинства детей соответствует достаточному и среднему уровню, малыши испытывают определенные трудности в усвоении и употреблении речевого этикета, использовании разнообразия реплик – побуждений, запроса информации. Остановимся более подробно на их особенностях у детей, воспитывающихся  в условиях закрытого учреждения.

1. Трудности усвоения речевого этикета

Итак, на основе полученных данных можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета. Дети затрудняются в  применении знакомых фраз речевого этикета, которыми  были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, прощание, просьба). Используя чаще всего  лишь одну привычную  общеупотребительную форму, в практической речи не испытывают потребности в использовании  и других известных им форм.  Самостоятельно из речи взрослых речевые штампы не выделяют. Чаще пользуются ими под контролем взрослого, при напоминании. На побуждение взрослого в игре с ребенком, иногда отмечаются требовательные нотки, недоброжелательный тон.

Из протокола обследования:

Настя: « Обойдется она. Не буду я ей песенку петь! Я стих расскажу. «Улонили миску на пол». «И подалок я хочу»!

Играя с куклой, дети редко используют обращение по имени, обращаясь к ней – куколка, кукла, кук, а кук.

2.Трудности в использовании разнообразных реплик – побуждений

В игре  дети охотно разговаривают со взрослым, делятся своими чувствами, переживаниями  опосредованно через куклу, игрушку.

Из протокола обследования:

«Алле, мам, куколка заболела. Ты ее полечить? Ну, я ее укол делаю. Мам, да мам, у нее живот болит».

«Мама,  Женька пласет. Домой хосет».

В игровом общении инициатором чаще всего выступает взрослый, но и ребенок может брать на себя инициативу. Малыш часто употребляет реплики – сообщения, обращаясь к кукле, рассказывает,  что делает, будет делать.

Из протокола обследования:

Артем лечит куколку, обращаясь к ней:

- А где укольчик?

- Снимай станы, сесас укол буду ставить.

Сам снимает штаны приговаривая: «Не понимает она слова и все».  Ставит укол кукле, себе, мне. А потом, осматривая комнату, замечает в углу пылесос, спрашивает: «А у пылесоса попкаф есть»? Часто дети отвлекались от  темы разговора, теряя линию сюжета, заканчивают игру и диалог укладыванием куклы спать или ее кормлением. Структура макродиалогов довольно проста, но были интересные реплики, содержащие в себе, например, предложение:

Из протокола обследования:

«Я сейчас тебя укрою, ты маленько отдохни. А то они мои конфеты съедят (бросает беспокойный взгляд на дверь). Не хочешь, посиди на коленочках, а потом пойдешь со мной в группу. Кукла, ты хочешь со мной с игрушками играть?»; просьбу чаще выражают, как приказ или сообщение: «Принеси стульчик мне»! Дай мне бысто укол больсой»! «Хочу лисовать куколку»!

3. Трудности при формулировании вопросов

На основе полученных результатов можно сделать вывод: дети способны задавать простые вопросы самостоятельно, вопросы личностно – коммуникативного, познавательного характера в большей степени с помощью педагога. Разработанные в начале нашего эксперимента  беседы не вызвали эмоционального оклика у детей. Во время расспроса дети  часто отвлекались, оставляли вопрос взрослого без внимания, сами инициативу в расспросе не проявляли. Переосмыслив содержание эксперимента, мы пришли к выводу, что только игра поможет раскрыть ребенка и выявить истинные его коммуникативные  возможности, в том числе и при формулировании вопросов. Взрослый, чтобы привлечь внимание ребенка,  брал на себя инициативу расспроса опосредовано через куклу. Только в игре ребенок раскрепощался, становился приятным собеседником взрослого и мог  обратиться пусть и с простыми вопросами, но с вопросами к персонажу игры,  к кукле.  Нередко вопросительная интонация заменялась на  утвердительную.

Содержание диалогических реплик, разнообразие их использования, употребление речевого этикета детьми, воспитывающимися в учреждении закрытого типа, в режимных моментах, в свободной деятельности и на занятиях, во многом определены взрослыми, являющимися носителями коммуникативной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности детей четвертого года жизни

Умения и навыки детей четвертого года жизни....

"План-конспект НОД по ФЭМП у детей четвертого года жизни в экспериментальной группе"

В данном конспекте представлена работа с детьми на развитие у воспитанников познавательных процессов, опираясь на методические разработки А. В. Белошистой...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей четвертого года жизни".

Формирование у родителей понимания особенностей развития речи детей 4-5 лет...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни

Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...