«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
методическая разработка по логопедии на тему

           В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с   недостатками  речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

           В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с   недостатками  речи.

                         Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  •  Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

          Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим
факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. —
наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
         В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить
создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Все эти факторы мы можем использовать в такой методике, как мнемотехника.          

  Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Использование приёмов мнемотехники способствует увеличению объёма памяти.

Цвета радуги 

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан  - для запоминания  цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Падежи русского языка 

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» - для  запоминания падежей  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Геометрия 

Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).


       Начинается работа с простейших
мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

          Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к
мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать
  • Развитие логики
  • Развитие образного мышления
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации
  • Решение дидактических, образовательных задач
  • Развитие смекалки
  • Тренировка внимания
  • Навык правильного графического изображения

       Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

        Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.
                           Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы к русским народным сказкам.

мнемотаблица     мнемотаблица     мнемотаблица

Составление описательных рассказов.

         Работа по закреплению правильного звукопроизношения.

мнемодорожки

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игры "Поезд", "Сосчитай-ка", "Волшебный круг" и др.

      Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

           Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

           Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Т.о., использование мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Используемая литература:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4.
  8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...