КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития  детей - сирот третьего года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_diagnostika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Панасенко О. С.,

магистрант кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова

научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Артемова Е. Э.

В современной России проблема сиротства носит, несомненно, актуальный характер. Согласно статистическим данным число детей, навсегда или временно оставшихся без попечения родителей, превысило миллион человек, что почти в 2 раза больше, чем в послевоенное время. Дети – будущее любого государства. И поэтому  забота о детях – сиротах должна быть одним из приоритетных направлений внутренней  государственной политики.

Особое место среди таких детей занимают дети раннего возраста. Эти дети уже с самого рождения подвержены различным неблагоприятным для их развития факторам. Прежде всего, к таким факторам относится депривация. Это такое состояние, кoтopoe xapaктepизyeтcя нeпoлнoцeннocтью каких-либо чyвcтвeнныx oщyщeний. Факторы депривации формируют cлoжнyю взaимocвязaннyю cтpyктypy, гдe oдин и тoт жe peбeнoк попадает под действие нескольких депривационных агентов.  Они мoгyт влиять нa вce cтopoны пcиxичecкoгo paзвития, oт лeгкиx oтклoнeний дo oчeнь гpyбыx нapyшeний в paзвитии пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти и дeфopмaции xapaктepa (Лисина, Стребелева, Катаева, Гвоздев и др.).

Именно поэтому ранняя диагностика и коррекция, проводимые уже на первом году жизни, позволяют предотвратить развитие отдаленных последствий первичного нарушения и имеют огромное значение для дальнейшего развития ребенка.

Целью нашего исследования стало проведение комплексной диагностики общего развития детей сирот 2-3 лет в условиях Дома ребенка.

Нами была проведена общая диагностика развития 28 детей в возрасте  от 2,1 – 2,7 лет. Исследование проводилось на базе ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребёнка".

Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1 этап – изучение медицинской документации;

2 этап – диагностика уровня нервно-психического развития;

3 этап – обследование речи.

        Анализируя данные медицинской документации на первом этапе констатирующего эксперимента, видно, что матери малышей, чаще всего, не обследуются в женских консультациях во время беременности (50%), ведут нездоровый образ жизни (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят – 60%), имеют ряд хронических заболеваний легких, лор - органов, почек, а также инфекционные заболевания (сифилис, трихомонадный кольпит) и кожные заболевания (чесотка, педикулез). Многие из них пытаются самостоятельно прервать беременность на ранних сроках (30%). Часто осложнено и течение родов (70 %). Все эти факторы в совокупности приводят к возникновению так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП), для которой характерно органическое повреждение клеток головного мозга и которая диагностирована у 100 % обследуемых детей. ПЭП является пусковым механизмом для развития таких нарушений, как задержки психомоторного и психоречевого развития.

На втором этапе констатирующего эксперименты мы провели диагностику нервно-психического развития (НПР) детей. Диагностика проводилась по модифицированной методике Е. А. Стребелевой.  Модификация методики была осуществлена совместно логопедом и дефектологом Дома ребенка г. Фрязино. Детям предлагалось выполнить 10 заданий. Каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале, где 1 балл – не справился, 4 балла – справился самостоятельно.

        Диаграмма 1. Результаты изучения уровня НПР в баллах.

        На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.

        График 1. Средние показатели коэффициента успешности  выполненных заданий в процентах.

В соответствии с набранным общим количеством баллов и КУ детей, принимавших участие в эксперименте, мы условно поделили на IV группы по уровню нервно-психического развития:

I группа развития (10-12 баллов; КУ до 30%) - анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.;

II группа развития (13-23 баллов; КУ 31-60 %) –анализ результатов говорит о  несформированности предпосылок для осуществления продуктивных видов деятельности (действия со вспомогательными средствами, интерес, зрительно-двигательная координация). В данном случае можно говорить о значительном недоразвитии интеллектуальных умений и навыков; к этой группе относятся 25 % (7) детей;

III группа развития (24-33 баллов; КУ 61-83 %) – дети этой группы имеют нерезко выраженное отставание (не более 2 эпикризных периодов) от нормы, у них повышен интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование).  Кроме того, они демонстрируют заинтересованность в правильном выполнении и положительном результате своей деятельности; к этой группе относятся 75 % (21) детей;

 IV группа развития (34-40 баллов; КУ от 84 %) – возрастная норма.

Диаграмма 2. Уровень НПР детей 2-3 лет Дома ребенка.

Наибольшую сложность в выполнении вызвали задания на способность выполнить несколько последовательных игровых действий, на соотнесение размеров составных частей одного предмета и в различении предметов по цвету. Это говорит о том, что у детей еще недостаточно сформирован процесс восприятия и процесс развития пространственных представлений.

Остальные задания выполнены примерно с одинаковой результативностью, но в целом общая  успешность выполнения заданий достаточно низкая (не выше 65 %) и средний уровень НПР близок к нижней границе III группы развития.

На третьем этапе диагностики мы проводили обследование речевого развития детей на основе работ Е. Ф. Архиповой, С. Е. Большаковой, Н. Ю. Григоренко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, С. А. Цыбульского и др.  Оно включало в себя 2 блока заданий, каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале. I блок – состояние импрессивной речи (задания 1 – 5): 1 балл – не понимает обращенную речь; 4 балла – понимает речь на бытовом уровне в полном объеме. II блок – состояние экспрессивной речи (задания 6 – 10): 1 балл – пользуется только жестами; 4 балла – говорит полными словами.

Диаграмма 3. Результаты изучения уровня импрессивной речи.

        Диаграмма 4. Результаты изучения уровня экспрессивной речи.

        На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.

График 2

Средние показатели коэффициента успешности выполненных заданий III этапа исследования: импрессивная речь (синяя кривая) иэкспрессивная (красная кривая)

Как и на втором этапе диагностики, дети были поделены на 4 группы по общему уровню речевого развития. Сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. 39,3 % (11 детей)  узнают знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, выполняет только элементарные инструкции. Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами, звукоподражаниями. Фразовая речь малопонятна для окружающих, как правило, аграмматична. Эти детям по развитию речи относятся ко II группе развития. 61,7 % (17) детей понимают обращенную к ним речь взрослого, легко находят нужные предметы и выполняют те действия, которые предлагает взрослый, выполняют, как правило, более сложные инструкции. У них, как правило, имеется собственная речь, иногда фразовая, но фраза малопонятна для окружающих. Дети самостоятельно произносят названия знакомых предметов и действий, могут составить двусловное предложение, используя аморфные слова – корни. Эти детям по развитию речи относятся ко III группе развития.

Диаграмма 5

Уровень общего речевого развития  детей 2 – 3 лет Дома ребенка

Проведенное исследование позволило комплексно оценить общее развитие детей – сирот третьего года жизни и наметить основные направления коррекционного воздействия.

Литература

  1. Доскин В. А. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие / Учебное пособие /  Доскин В. А. - М.: Владос, 2007.
  2.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М.: Эксмо, 2011.
  3. Мишина Г. А, Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Коррекционная педагогика.  - М.: Владос, 2010.
  4. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Методическое пособие / Серебрякова Н. В.  - СПб.: Каро, - 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устой...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Особенности развития детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы...

Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая за...

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания у детей с НОДА в условиях дома ребенка

Методические рекомендации по воспитанию детей с ДЦП (НОДА) адресованы воспитателям и медицинским сестрам дома ребенка.Цель: совершенствование физических возможностей и формирование жизненных компетенц...

Значение единого подхода для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Работа с детьми - это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа — это каждодневный праздник - трудно. Порой бывает очень нелегко.Взрослые учат детей доброте, заботе о бли...