Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное значение предлога из-под.  Развивать слуховое внимание, памяти, мышления мышления,  работать над предложением. Активизация речевой деятельности детей. Учить детей слушать друг друга, находить самостоятельно свои ошибки и ошибки товарищей. Активизировать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pod_iz-pod_2.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

по формированию грамматического строя речи.

Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.

Цель.  Учить употреблять в речи предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное значение предлога из-под. Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание, памяти, мышления мышления,  работать над предложением. Активизация речевой деятельности детей.

Коррекционно-воспитательные. Учить детей слушать друг друга, находить самостоятельно свои ошибки и ошибки товарищей. Активизировать словарь.

Оборудование: Незнайка, схемы предлогов., книга, тетрадь, котенок, письмо.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Словесная игра «Назови предлоги»

Логопед. К нам в гости пришел Незнайка. Он предлагает послушать предложения и назвать услышанные «маленькие слова».

  • Галка села На забор.
  • Кот забрался Под кровать.
  • Петя вернулся Из школы.
  • Лена подошла К окну.
  • Ворона слетела С ветки.
  • Дерево растёт У дороги.
  1. Основная часть.

1. Показ схемы предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Объясняют значение предлогов

Логопед. У Незнайки есть 2 схемы «маленьких слов». Расскажите, какие маленькие слова они обозначают.

ПОД – нужно говорить, когда предмет находится под чем-либо.

ИЗ-ПОД – говорим, когда предмет находится под чем-нибудь и его от туда достают или он сам оттуда движется.

2. Тренировочные упражнения.

Логопед. Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь? (Под книгой.)

Достань тетрадь. Скажи, откуда ты достал тетрадь? (Из-под книги.)

Ребята, составьте про Сашу предложение. Что он сделал? (Саша достал тетрадь Из-под книги.)

3. Логопед показывает игрушку котенка.

Логопед: Незнайка пришел не один, а со своим другом котенком Мурзиком. Он, как и все котята, очень любит играть. А куда он может залезть и откуда вылезти, мы сейчас расскажем и покажем.

Мурзик маму напугал:

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу,

Из-под вешалки в углу,

Из-под маленькой кроватки…

С кем же он играет в прятки? (проговаривать и делать одновременно упражнения с логопедом 2 раза).

Откуда вылезал Мурзик? (дети отвечают).

А откуда он еще мог вылезти? (из-под крыльца, из-под куста и т.д.)

4. Динамическая пауза.

Логопед: Незнайка предлагает поиграть в «живые слова». Каждый из вас будет определенным словом. Я буду из этих слов составлять предложения, а вы встанете в том порядке, в каком я вас произнесу. Затем вы сами проговорите получившееся предложение, а предлог будет приседать.

Варианты предложений:

1. Хитрый Мурзик вылез из-под высокого куста.

2. Из-под высокого куста вылез хитрый Мурзик.

3. Влез Мурзик хитрый из-под куста высокого.

Логопед:Что мы делали со словами в предложении?

Дети: Мы переставляли слова.

4. Речевая ситуация «Ошибки Незнайки».

Логопед. Незнайка заигрался, что все «Маленькие слова перепутал». Поможем ему разобраться?

  • Щенок вылез из скамейки. (Из-под скамейки)
  • А Катюша, как смогла, вылезла из стола. (Из-под стола.)
  • Достает Ванюша лейки из старенькой скамейки (Из-под скамейки)
  • Верно, зайчик неспроста выскочил Из куста. (Из-под куста)

Логопед: Незнайки пришла письмо. В этом письме слова, из, которых необходимо составить предложения с «Маленьким словом» под. Затем переделать это предложение так, чтобы в нем вместо «Маленьким словом» под появился «Маленьким словом»  из-под.

Слова и предложения:

1. Дубовый, заполз, листик, под, жук (Жук заполз под дубовый листик. Жук выполз из-под дубового листика).

2. Под, мячик, закатился, стол, высокий (Мячик закатился под высокий стол. Мячик выкатился из-под высокого стола.)

3. Куст, лисенок, залез, рыжий, ореховый, под (Лисенок залез под ореховый куст. Лисенок вылез из-под орехового куста.)

4. Забежал, ёлку, под, колючий (Колючий ёжик забежал под ёлку. Колючий ёжик выбежал из-под ёлки.)

5. Зонтом, красным, Маша, под, спряталась (Маша спряталась под красным зонтом. Маша вышла из-под красного зонта.) (Дети записывают, а потом зачитывают свои предложения).

Логопед: Давайте еще раз скажем, что же обозначает «Маленьким словом» из-под? (Дети еще раз делают вывод, что когда предмет находится под чем-то и движется оттуда, появляется предлог из-под. Это предлог движения.

  1. Итог занятия.

Оценивается работа каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навы­ков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам).

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам)....

Практические задания по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам)

Практические задания по формированию грамматического строя речи...