Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Гласные звуки в волшебном осеннем лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Обобщающее занятие по теме "Гласные звуки", в котором закрепляется артикуляция звуков, проводится работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, расширение объема памяти и концентрации внимания. В процессе занятия уточняется лексика по теме "Осень. Признаки осени."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедическое занятие23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей

логопедической группе

«Гласные звуки в волшебном осеннем лесу».

Подготовила:

 учитель- логопед ГБОУ детский сад

комбинированного вида №2679

логопедической группы  №8

Толстых Татьяна Анатольевна

Москва 2014

Цели занятия.

  1. Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.
  2. Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [о].
  3. Закрепление зрительного образа букв А, У, И, О.
  4. Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
  5. Развитие творческого мышления и воображения.
  6. Формирование навыков самоконтроля.

Оборудование:

Мягкая игрушка «Ежик», красные ленты на руку на каждого ребёнка; предметные и сюжетные картинки; «Волшебный чемоданчик»; демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; буквы разрезной азбуки; дидактическое пособие «Умная гусеница»; фишки для звукового анализа, «капельки дождя» из цветного картона; магнитная доска.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: - Сегодня мы отправляемся в путешествие в волшебный осенний лес и подружимся с гласными звуками. Чтобы туда попасть, мы завяжем на левую руку красную ленту. Почему?

Дети: -Потому, что гласные звуки обозначаются красной фишкой.

Логопед:- А как мы узнаем гласные звуки?

Дети: -Гласные звуки легко поются и воздух изо рта выходит свободно (правило о гласных звуках).

Психогимнастика.

Логопед: - Ребята, посмотрите на улицу. Там пасмурно, идет дождь, мы нахмурились и загрустили. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках ленточки и удивились. Нам понравилось, какие мы красивые – мы улыбнулись.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:- Перед началом путешествия мы поиграем со своим лучшим другом - язычком.

А помогут нам в этом друзья – гномы.

(Звучит песня «Гномы, мы малюсенький народ»; дети выполняют артикуляционные движения)

Введение в тему.

Логопед:  -Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу произнести? (По артикуляции дети угадывают звуки).

Логопед:  -Давайте вспомним, почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Уточнение артикуляции звуков [А], [У], [И].

Логопед: - А сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Эхо слушает и повторяет.

Воспроизведение звуковых рядов АУИ   ИУА   УИА   АИУ    ИАУ   УАИ  

Начало путешествия.

Логопед:  - Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Закройте глазки и представьте, что вы в осеннем лесу.

Физкультминутка

Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес!                     Дети выполняют ходьбу на месте.
Много здесь вокруг чудес!    
        Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые шумят,          
Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки стоят  -   Приседают и выполняют упражнение «Грибок».

В корзинку прыгнуть хотят.           Встают и выполняют упражнение "Корзинка".

Упражнение "Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка". Пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

Логопед: - Ребята, кто это сидит под елочкой ?

Дети: - Ежик!

Логопед:- Здравствуй, Ежик! Мы идём в волшебный осенний лес, встречаться с гласными звуками. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём  Ежика с собой!

Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на лесной поляне?

Дети: -Это красные квадратики - символы гласных звуков.

Логопед прикрепляет символы на доску.

Логопед: - Ежик увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Волшебный чемоданчик! Ребята, садитесь на места, мы открываем чемоданчик, а в нем картинки.

Звукобуквенный анализ.

Логопед:  -Посмотрите, Красная шапочка потерялась в лесу, она зовёт на помощь.

 -Как она кричит?

Дети:- АУ.

Логопед: - Сколько звуков вы слышали? (2). Какой первый звук? [а] Какой второй звук? [у].

-Какие  это звуки? (Гласные)

-Какими фишками мы их обозначим? (Красными квадратиками).

-Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед:- В Волшебном чемоданчике есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий гном»).

-Как плачет гном?

-Дети: УА.

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом  ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Как кричит ослик?

-Дети: ИА.

Звукобуквенный анализ «ИА»  выполняют все дети  на индивидуальных ковриках самостоятельно.

Самоконтроль.

Логопед:- А теперь посмотрите на свои коврики, правильно ли вы выполнили все задания. Если всё  верно – положите рядом капельку осеннего дождя.

-Вот сколько капель! Ребята, а что после дождя растет в лесу?

Дети: - Грибы.

Логопед:- Ежик говорит, что под этой елочкой кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Умная гусеница и её подружки.

Игра с Гусеницой.

Логопед: - Гусеница большая любительница поиграть с гласными звуками. Ее самый любимый звук - это [а]. В Волшебном чемоданчике есть ещё картинки: автобус, бак , мука, апельсин, Африка. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук  в начале слова- положите фишку гусенице на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.

Работа с предложением.

Логопед:- Нам пора возвращаться в детский сад, только мы потеряли тропинку, что же нам делать?

Ежик :- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Мне очень хочется написать письмо своему другу в Африку и рассказать об осени.  Подскажите, как сказать правильно?

За дождем идет окно. – За окном идет дождь.

Береза упала с осеннего листочка.  – Осенний листочек упал с березы.

У огорода в овощах созрели зайцы. – В огороде у зайцев созрели овощи.

На лесных лужицах тропинки. – На лесных тропинках лужицы.

Ежик: - Спасибо, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад. А осень приготовила вам подарки.

Логопед: -Молодцы!  Сегодня на занятии мы говорили о гласных звуках, повторили буквы. Вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...