Опыт работы "Обогащение содержания работы по формированию ЭМП у дошкольников с ОНР лексиконом в рамках тематического планирования".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Плаксюк Лариса Николаевна

Теоретическая значимость опыта

Данный опыт представляет собой систему работы по формированию ЭМП у детей с ОНР.

Практическая значимость опыта.

         Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой разработанную эффективную систему организации НОД по формированию элементарных математических представлений, способствующей речевому формированию словарного запаса старших дошкольников с ОНР.  Материал может быть полезен как начинающим, так и  опытным педагогам, работающим в группах компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_plaksyuk_l.n.rar485.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Лексическая тема «Детский сад».

Занятие 1.

Программное содержание.

Познание.

Формировать навыки количественного  и порядкового счёта в пределах 5.

Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта.

Совершенствовать навыки сравнения и уравнивания  множеств.

Формировать навык ориентировки по плану.

Упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, форме)

Коммуникация.

Активизировать в речи словарь по теме «Детский сад»

Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Социализация.

Воспитывать активность, самостоятельность, навыки сотрудничества. Способствовать включению детей в предлагаемую взрослым игровую ситуацию.

Оборудование:

План группового помещения; плоскостные изображения мальчиков и девочек; геометрические фигуры: 3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника; плоскостные бутылочки квадратной, треугольной, круглой формы; круги красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, цветные полоски – контейнеры;   альбомы по числу детей, цветные карандаши.

  1. Организационный момент. Игра «Назови имя»

Дети строятся в колонну и по очереди называют имя ребёнка, стоящего перед (за) ними. Ребёнок, который назвал имя садится.

  1. Игра «Наш детский сад»

Воспитатель.

Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нём!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрёшки,

Миски, ложки, поварёшки,

Куклы, мячики, шары –

Всё, что нужно для игры.

Там живёт живая кошка.

И цветочки на окошках.

Лучше дома не найдёшь.

Очень этот дом хорош!

А.Матутис

Что это за дом?

Дети. Это детский сад.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим говорить о детском саде и профессиях людей, которые работают в детском саду.

Итак: Наш детский сад называется- «Пингвинёнок».

В детском саду много групп. Наша группа – старшая логопедическая, называется «Говорушки».

Я предлагаю вам рассмотреть  план помещений нашей группы.

(приложение №1)

Наша группа находится на втором этаже детского сада. Поднявшись на второй этаж по лестнице, вы открываете входную дверь и  попадаете  в комнату.  Эта комната на плане обозначена буквой Р.  Что это за комната, как вы думаете?

Правильно, это раздевалка. Что есть в раздевалке?

Д.  В раздевалке есть шкафчики, скамейки.

Из раздевалки можно попасть в комнату, которая на плане обозначена буквой Г. Это - групповая комната.

Как вы думаете, что обозначают маленькие прямоугольники на схеме?

Д. Прямоугольники обозначают столы.

В. Что ещё есть в групповой комнате?

Д. В групповой комнате есть: игрушки, книги,  и т.д.

В. В какую комнату можно попасть из группы?

Д. Из группы можно попасть в умывальную комнату.

В. Правильно, на плане она обозначена буквой У.

В. В какую ещё комнату можно попасть из раздевалки?

Д.  Из раздевалки  можно попасть в спальню.

В. Совершенно верно. На плане спальня обозначена буквой С. Что это за прямоугольники  нарисованы , что они обозначают?

Д. Прямоугольниками обозначены  кровати.

Воспитатель.  Молодцы! Вы помогли мне прочитать план нашей группы.

               

3. Игра «Расставь парами».

 (на  магнитной доске закреплены в свободном порядке плоскостные изображения 4 девочек и  5 мальчиков).

Воспитатель.

Кто улыбкой нас встречает,

На вопросы отвечает,

Учит нас считать, лепить

И поделки мастерить?

(ответы детей)

Правильно,

Наши воспитатели –

Нам друзья, приятели.

Я предлагаю вам стать  воспитателями.

- Сосчитайте, сколько всего девочек у вас в группе.

Д.  У  нас в группе четыре девочки.

В. Посчитайте их по порядку, начиная с девочки  с красным бантиком.

(дети выполняют задание)

Теперь посчитайте их по порядку, начиная с девочки в синей юбочке

Изменяется ли результат счёта, если вы считаете по –разному?

Д. нет, результат счёта не изменяется.

Воспитатель. Сосчитайте, сколько  мальчиков  у вас в группе?

 Д. у нас в группе 5 мальчиков.

Воспитатель. Расставьте детей парами так, чтобы в каждой паре была и девочка и мальчик.

(дети выполняют задание)

Воспитатель. Всем мальчикам хватило девочек?

В. Что можно сказать о количестве девочек и мальчиков?

Д. Мальчиков больше чем девочек. Девочек меньше чем мальчиков.

В. На сколько мальчиков больше чем девочек?

Д. Мальчиков больше чем девочек на одного.

В. На сколько девочек меньше чем мальчиков?

Д. Девочек меньше чем мальчиков на одну.

В. Что нужно сделать, чтобы у каждого мальчика была пара?

Д. Нужно пригласить ещё одну девочку.

(педагог достаёт  ещё одну девочку.  Дети ставя в пару к мальчику)

В. Сосчитайте, сколько получилось пар?

Д. всего  получилось 5 пар.

В. Молодцы, вы были хорошими воспитателями, сосчитали всех детей у себя в группе и расставили их парами.

4.  Игра «Чего бывает по одному?»

- что у вас лежит на тарелочках?

-  лист дерева

- какого цвета лист у каждого из вас?

- сколько листьев у каждого из вас?

- один.

- один предмет можно обозначить цифрой 1 .

(выставляет демонстрационную цифру 1)

На длинной ножке, застыв до поры,

Отдыхает палочка после игры.

                                       Ф.Дагларджа.

- каких предметов в группе по одному?

- одна доска, одни часы  и т.д.

5. Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»

Теперь мы с вами отправимся в физкультурный зал. Здесь ребята бегают, прыгают, занимаются спортом.

(воспитатель читает стихотворение, дети прыгают)

                                                      Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

С.Маршак.

5. Игра «Раздай витамины».

Воспитатель. В детском саду есть медицинский кабинет. В нём работает медсестра и врач.

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды – это раз,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

Помогите медицинской сестре разложить витамины по бутылочкам:

в квадратную бутылочку – витамины квадратной формы;

в круглую – круглой;

 в треугольную - треугольной  формы.

(дети выполняют задание)

6. Игра «Разложи мячи» (индивидуальная работа)

Воспитатель

В физкультурном зале много мячей разного цвета.

- Назовите, какого цвета мячи?

Д.  Красного, синего, желтого, зелёного.

В. Сейчас вы выполните работу  руководителя физической культуры.

Разложите мячи  по контейнерам.  Цвет мяча должен соответствовать цвету контейнера: в контейнере красного цвета лежат мячи красного цвета, в контейнере синего цвета – мячи синего цвета и т.д.

(дети выполняют задание)

В. Молодцы! Все до одного справились с заданием!

7. Упражнение «Новый забор» (работа в альбоме).

(приложение 2)

Воспитатель. В детском саду работает дворник. Он поддерживает чистоту на территории детского сада, ухаживает за деревьями. Я предлагаю вам помочь дворнику починить забор  и выкрасить его в яркий цвет.  Забор состоит из геометрических фигур.

- из каких геометрических фигур состоит забор?

Д. из треугольника, круга, квадрата.

В. Вам необходимо закрасить забор, используя карандаш, цвет которого указан у вас в альбоме.

(дети выполняют задание)

В. Молодцы!  У вас получился очень красивый  забор!

Приложение 1.

               

               

                                                Р.

Приложение 2.

5. Упражнение «Новый забор» (работа в альбоме).

Закрасить геометрические фигуры, используя карандаш, цвет которого указан  в альбоме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма С.Р.И в рамках тематического планирования

К циклограмме составлена картотека С.Р.И...

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ в рамках тематического планирования.

Цель: Повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности в условиях ДОУ, оказание комплексной помощи детям, имеющим нарушения речи.Задачи: - Создание команды единомышленников;- Выстраивание...

Проект. Тема: "Приобщение родительской общественности к взаимодействию в рамках тематического планирования"

Цель: Обеспечение активного включения и равноправного участия всех участников образовательных отношений в образовательную деятельность. (ФГОС ДО п1.1)...

Групповые проекты в группе «Лучики» в рамках тематического планирования.

Проектная деятельность - одно из направлений в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками  и во взаимодействии с семьями воспитанников....

Проекты в рамках тематического планирования.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, п...

Проект. " Гость группы". Тема: "Приобщение родительской общественности к взаимодействию в рамках тематического планирования"

Создание условий для активного включения и равноправного участия родителей в образовательную деятельность...