Речевая готовность ребенка к школьному обучению
консультация по логопедии на тему

Чеканова Светлана Николаевна

Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов(например, звук – буква),умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда

Памятка для родителей

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов(например, звук – буква),умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).

 Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

Речевая готовность к школе:

1. Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).

2. Определять место звука в простых словах ( м – в словах мак, дом, Рома).

3. Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).

4. Подобрать к обобщающему слову группу предметов ( мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).

5. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).

6. Образовывать от существительных различные прилагательные:

(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).

7. Пересказывать сказки, рассказы.

8. Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.

9. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

10. Знать названия времен года и дней недели.

11. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

12. Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Презентация "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"(материал для родительского собрания)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению....

Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету,  и не покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем помо...