Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»
статья по логопедии на тему

Быданова Елена Борисовна

Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей  с тяжёлым нарушением  речи»

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

Методы работы по формированию словоизменения с общим недоразвитием речи.

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов, прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы335.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей

с тяжёлым нарушением  речи»

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Современное общество предъявляет очень высокие требования к будущим специалистам: умение грамотно и связно излагать свои мысли, как устно, так и письменно; умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык. И здесь, конечно важнейшая роль принадлежит тому, как сформировалась речь у ребенка, чему он научился еще в дошкольные годы, какая речевая база есть у него. Ведь развитие речи, как системы в целом, прямым образом влияет на всю дальнейшую судьбу ребенка. А для детей с речевой патологией полноценное овладение речью имеет первостепенное значение в дальнейшем становлении их, как личностей.

На протяжении многих лет работаю с детьми, которые имеют медико - педагогическое заключение: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи  - это комплекс сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из нарушений - является лексико-грамматическое недоразвитие речи, а его уровень развития является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Возникновение нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть вызвано разными причинами, так патология беременности и родов, соматические и инфекционные  заболевания до  года и рядом других причин.

Актуальность работы состоит в том, что  в наше время наблюдается высокий процент распространенности в школе таких нарушений, как дисграфия и дислексия. Эти нарушения наблюдаются как у детей прошедших курс коррекции речи, так и у детей, не имеющих речевых нарушений. Поэтому необходимо большое внимание уделять этой проблеме с раннего возраста, так как формирование его происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества правил. Своеобразие овладения грамматическим строем речи с детьми  ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, поэтому формированию лексико-грамматического строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение.

 Многие педагоги обращали внимание на данную проблему. Так ряд авторов показывают определенную последовательность  в формировании лексико-грамматических конструкций. В пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Она предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи в определенной последовательности.  Филичева Т.Б. и Туманова Т.В. указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя. В работе « Формирование лексики  и грамматического строя у дошкольников с ОНР» Н.В.Серебрякова, Р.И.Лалаева  описывается логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя на основе развития словаря ребенка. Так же они предлагают приемы формирования лексико-грамматических конструкций. Закрепление их с помощью специально подобранных упражнений.  

Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались также ведущие специалисты Л.Н.Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е.Левина, Н.А.Чевелева.

Теоретическая значимость рассматриваемой проблемы состоит в том, что исследование расширит представления о необходимости развития лексико-грамматического строя речи  для более полной компенсации дефекта речи у детей с общим недоразвитием речи; обогатит знания специалистов о совместном, комплексном воздействии на детей логопеда, воспитателей и других специалистов. Напомнит принципы и теоретические положения, на которые необходимо опираться в работе  по развитию лексико-грамматического строя речи.

Практическая значимость изучаемой  проблемы состоит в том, что система работы, специальные игры, коррекционные приемы, пособия, мониторинг речевого развития, учет анамнестических данных будет способствовать более эффективному развитию речи у детей, а также будет способствовать профилактике дисграфии и дислексии в школе.

Анализ литературы  по данной проблеме, результаты мониторинга еще раз подтверждают, что проблема коррекции лексико-грамматического строя существует. Она актуальна  и требует особого внимания.

Новизна данной работы заключается в том, что на основании анализа специальной методической литературы используются в определенной последовательности эффектные приемы и методы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

В  коррекционно-развивающей работе  реализую «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования ГБДОУ д/с № 69», которая разработана коллективом специалистов и педагогов  детского сада. В каждой возрастной группе  в коррекционно-образовательной  работе по развитию грамматического строя речи   учитываются  промежуточные результаты мониторинга, что  помогает определить оптимальные пути коррекции. В работе используется методика Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Коррекция лексико-грамматического строя проводится параллельно с развитием лексики с  опорой на  ведущую деятельность дошкольника, которой является - игра. Игры и упражнения подбираются в порядке нарастающей сложности и направлены они на развитие всех компонентов речи. В тоже время обязательное  условие работы - принцип индивидуального подхода к детям. На основе мониторинга для каждого ребенка ставятся индивидуальные  задачи.

        Коррекционную работу  по данной теме я провожу как в непосредственно образовательной деятельности, так и в непосредственно образовательной деятельности  в режимных моментах.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей происходит параллельно и поэтапно.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к,-ик,-чик.

Глаголы

Дифференциация а)совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

а) Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк--еньк-, ышек-, -ышк-.

б) существительных с суффиксом – ниц- (сахарница);

в) существительных с суффиксами - инк-(пылинка),-ин-(виноградина).

Глаголы

- Глаголы с приставками в, вы-, на-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные.

Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом –и- без чередования (лисий);

б)Относительных прилагательных с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественных прилагательных с суффиксами – н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий.

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование а) притяжательных с суффиксом –и- с чередованием(волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами –ан-, -ян, -енн-; в)качественных прилагательных с  суффиксами –оват, -еньк.

Игры и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

Игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», игра с мячом «Правильно назовите детенышей животных», «Два брата  ИК и ИЩ».

Изменить слово по аналогии: виноград-виноградина, бусы - бусинка.

Назвать профессии по картинкам.

-Кто носит багаж? (носильщик)

-Кто сваривает трубы? (сварщик)

«Как назвать того, кто…?»

-Кто на паровозе ездит?(машинист)

-Кто песни сочиняет? (композитор)

Упражнения на словообразование глаголов

-Дифференциация глаголов с приставками:

Входит-выходит  влетает-вылетает

Подходит-отходит  наливает-выливает

-Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Мыла - вымыла  рисует – нарисовал

Догоняет –догнал строит – построил

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования притяжательных

прилагательных.

Игра «Чьи хвосты?», «Ералаш», лото «Что из чего сделано?».

Работа над родственными словами.(Зима - зимушка, зимовать, зимний)

Игра «Найди лишнее слово» (боль, большой, больница).

Игра «Объясни, почему так называется» (холодильник, вертолет), «Придумай одно слово вместо двух» (сам летает - самолет  паром ходит - пароход).

Методы работы по формированию словоизменения с общим недоразвитием речи.

Три этапа логопедической работы по формированию словоизменения.

Первый этап-формирование более продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

а) Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

б)Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.

Работа над родственными совами.

«Подбери слова–«родственники» к слову зима.

Найти «лишнее» слово. (боль, большой, больница)

Второй этап.

Существительные:

а) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

б)закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

а) дифференциация глаголов 1,2,3 лица настоящего времени;

б)согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные.

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап. Закрепление более сложны по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов, прилагательных.

Игра «Что в магазине?»(на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

Игра « Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных)

Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа)

Игра  «Что без чего?»( закрепление формы родительного падежа существительных)

Игра « Кому что дадим? (закрепление форм дательного падежа существительных)

Игра «Кого мы видели?» (закрепление  форм винительного падежа существительных)

 Игра «Кто чем работает?» (закрепление форм творительного падежа существительных)

Игра «Где что растет?»  (закрепление форм предложного падежа)

Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования глагола и существительного в числе)

Игра « Поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций)

.

C:\Users\lenovo\Desktop\фото\PB081831.JPG

Эффективность коррекционно-педагогического процесса в группе с общим недоразвитием речи определяется преемственностью в работе логопеда, воспитателей.

Значительную роль в нашей работе играет совместная деятельность. Очень часто мы проводим совместно образовательную деятельность, развлечения,  праздники в  которых участвуют и логопед и воспитатели.

В совместно образовательной деятельности и в  других режимных моментах они закрепляют пройденный материал, используя различные игры и упражнения.

Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-образовательной работы используется  взаимодействие с родителями. На родительском собрании предлагаю использовать задания  в которых рекомендованы упражнения,  игры на закрепление грамматических форм речи. Мною проводились консультаций по данной теме с родителями особенно тех детей, которые имели низкий уровень развития лексико- грамматического строя речи. Кроме того, для родителей,  совместно с воспитателями, проводим такие виды работы как,  опросы, анкетирование,  консультации, папки-передвижки, стен-газеты, информационные проспекты, уголок родителей,  индивидуальные беседы, выставки работ родителей и детей, дистанционное обучение, родительские собрания, мини собрания, «Дни открытых дверей», совместный досуг.

Представленный опыт работы, дал и дает устойчивые положительные результаты в коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, реализация данной коррекционно-образовательной работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...