Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чункина Альбина Николаевна

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков   звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков  С, С,  З, З  в произношении, в слогах, в словах, в  предложениях. Буквы     С с;   З з,

                                         Коррекционные задачи:

- обучающие: Закрепить навыки четкой дифференциации звуков  С, С, З, З  в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Закрепить умение определить  позицию звуков в словах  (в начале, середине, конце). Совершенствовать  умение произносить слова различной слоговой сложности.

- развивающие: Развивать речемыслительную деятельность при составлении звуко –слогового анализа  двусложного слова; при чтении слоговой таблицы и составлении слов из данных слогов.

- воспитательные: Воспитывать  у детей творческое воображение, инициативность, вежливость, самостоятельность,  взаимопомощь.

Оборудование: картинки сов, сосны, письмо, слоговая таблица, картинный материал  по произношению слов на звуки  С, С,  З,  З  (сук, нос, рысь, заяц, лось, зима, лиса, избушка), схемы предлогов «С, СО», «ИЗ», «ИЗ –ЗА»,  конверты с фишками для составления схем слов и предложений, магнитофон, запись шума зимнего леса.

Части

Содержание

Методические приемы

Деятельность логопеда

Индивидуально – дифференцированный подход

Предполагаемые  ответы детей

Вступительная часть

Осно -вная часть.

Заклю-читель-ная часть занятия.

 

Логопед предлагает детям отправиться в очередное путешествие при помощи закрытых глаз и упражнения на развитие речевого дыхания.

 «Дорогие ребята!

Я спешил к вам в гости и заблудился.

Спасите, помогите! Чтобы мне помочь, смотрите на указатели.

1 указатель находится на старом пне: Повернитесь направо, сделайте четыре  шага  вперед, и  вы окажитесь рядом с ним». Буратино.

Определение на слух зимних звуков. Поднимание правильных обозначений   звуков      ( С, С,  З,  З  )  в произношении,  слогах,  словах.

 Объяснение  правила:

«Я называю звуки в разнобой, а вы должны  поднять правильное обозначение каждого звука».

Рассматривание картинок и определение позиции зимнего звука в заданных словах:

«Сук, лес, рысь, заяц, лиса, лось, зима, сеть, сосна, избушка».

Предложить назвать хвойное  дерево, которое встречалось   в зимнем лесу.

Нахождение 2 указателя. около веточки сосны.

«Назовите схемы маленьких слов: «С/СО», «ИЗ», «ИЗ – ЗА». Составьте предложения из слов с зимними звуками и с заданными предлогами.

Составление предложений с заданными предлогами.

Анализ предложений.

Название длинного слова из предыдущего задания (избушка).

Отправление  детей в лес на лыжах за подсказкой, где найти Буратино.

Нахождение избушки и 3 указателя.

«Прочитайте слоги, подберите к заданному слогу нужный слог, чтобы получилось «ключевое»  слово. Сделайте  звуко – слоговую схему «ключевого»  слова и вы  найдете того,  кого искали».

Чтение слоговой таблицы. Нахождение «Ключевого»  слова.

Выполнение звуко – слогового анализа слова «СОВЫ».

Вдруг раздается звон металлофона.

В это время раздается незнакомый голос о помощи  и кто –то шевелится в сугробе. Буратино   благодарит детей за  помощь, рассказывает о причине  похода в гости к детям и раздает открытки – приглашения на  на новогодний праздник в детском саду.

Демонстрационный показ упражнения на развитие дыхания и мимических мышц лица  с поворотами головы вправо и влево.

Словесная инструкция логопеда и демонстрационный показ действий.

Словесная инструкция. Чтение задания детям  на указателе.

     

Словесная инструкция логопеда.

Словесная инструкция логопеда.

Логопед акцентирует, выделяет голосом спрятанный звук в слове.

Словесная инструкция подкреплена наглядностью.

Использование д/игры  «Найди и назови».

Словесная инструкция логопеда.

Демонстрационный показ действий и упражнений.

Словесная инструкция логопеда.

Словесная инструкция.

Чтение задания на третьем указателе.

Игровой момент:

 «Звон игры на металлофоне».

Сюрпризный момент:

«Появление игрушки Буратино с новогодними приглаше -ниями».

Логопед показывает упражнение и контролирует процесс выполнения упражнения детьми.

Логопед обращает внимание детей на кукольный  театр,  (за занавесом ветка сосны, совы, в лапах у них письмо).

Логопед акцентирует внимание детей  на письмо, в лапах у сов  и предлагает детям прочесть его. Читает:

Логопед старается заинтересовать детей чтением письма и предлагает помочь Буратино. Для этого  логопед сообщает детям, что в лесу много снега и нам понадобятся лыжи.

Дети повторяют соответствующие движения  за логопедом (встают на лыжи, берут палки) и отправляются в лес, искать указатели.  

 Дети находят                1 указатель

и логопед зачитывает первое задание.

Для выполнения задания он предлагает сесть детям  за столы и взять свои рабочие конверты.

Логопед уточняет, поняли ли дети инструкцию, просит открыть  рабочие конверты и достать обозначения зимних звуков.

Логопед контролирует правильность ответов детей.

Логопед обращается к детям с выс. ур. для оказания помощи детям с низким уровнем.

После подробного разбора звуков, логопед предлагает детям послушать правило выполнения задания.

Логопед называет в начале звуки, далее слоги.

Контролирует правильность выполнения задания.

После выполнения второго задания логопед просит достать желтую полоску.

Контролирует наличие желтых полос у детей  и уточняет ее предназначение:

«Какие позиции вы в схеме слова знаете?»

«Покажите пальчиком, где начало, середина, конец слова».

Логопед называет слова и  показывает картинки.

Контролирует выполнение задания, хвалит детей.

После выполненных заданий на  1 указателе, логопед просит детей назвать хвойное дерево, на котором сидели совы; дерево, которое встречалось в  первом задании и обратить внимание детей  на наш лес:

« Может быть,  оно нас и приведет к

следующему указателю».

 Логопед предлагает оглядеться в зимнем лесу и найти символ сосны.

После нахождения веточки сосны на подоконнике, дети обращают внимание на  2 указатель.

Логопед предлагает прочесть его. Читает задание на 2 -ом указателе:

Логопед показывает схемы предлогов.

Хвалит детей за правильные ответы и предлагает достать из конвертов схемы слов  предложений.

Контролирование выполнения задания.

Логопед хвалит детей за выполненное задание и просит  вспомнить и назвать самое длинное слово из первого задания  на указателе.

Далее предлагает встать, обуть лыжные ботинки, вставить их в лыжи, застегнуть крепление, взять палки в руки  и отправиться   поискать в зимнем лесу  избушку:

Логопед делает круг и заостряет внимание детей на незнакомой избушке в лесной глуши.

Предлагает зайти туда, погреться около печки  и расположиться за столами.

Дети возле печки обращают внимание на 3 указатель.

Логопед читает задание и показывает детям слоговую таблицу.

Уточняет значение слова «ключевое».

Логопед выставляет на доску таблицу. Дети складывают слоги и находят «ключевое слово».

Логопед предлагает детям взять рабочие конверты и   сделать звуко – слоговой анализ слова: «СОВЫ».

Контролирует процесс звуко – слогового анализа слова; оказание помощи наводящими вопросами.

Хвалит детей за самостоятельное  выполнение  задания.

Логопед обращается к детям, что «ключевое» слово  разгадано, задания выполнены.

Логопед удивляется, а где же Буратино.

 

Логопед предлагает детям  идти на звон.

Логопед с детьми находят Буратино и помогают ему выбраться из сугроба..  

Логопед подводит итоги занятия:

«Какие задания дети выполняли?».

«Над какими нужно поработать.

Говорит об успехах детей, делает акцент на  проблемы и трудности  детей на занятии.

Для детей с выс. ур. задания не уточняются.

«Дети, назовите зимние звуки?»

«Андрей, назови зимние звуки,     дай характеристику одного из них.  Подними его обозначение».

.

 «Андрей, докажи, что он согл.?»

«Докажи, что он глухой?»

«Никита, назови другой зимний звук?»

«Дай хар – ку этому звуку?»

«Докажи, что он согласный?»

«Докажи, что он звонкий?»

«Докажи, что он мягкий ?»

«Как мы его обозначаем?»

Для детей с        низ. ур.

рассматриваются и уточняются обозначения, характеристики каждого звука.

«Саша, звук  С- зимний звук?»

«Звук  С – согласный или гл.? Как его мы обозначаем?»

«Докажи, что он согласный? Что делает язычок, когда мы произносим звук С?»

«Звук С какой глухой или звонкий?

«Никита, подскажи,  Саше, какой звук С ? (глухой или звонкий).

Для детей с выс.ур.: «Что мы обозначаем желтой полосой?»

Дети низ ур.:

«Как мы обозначаем схему слова?».

Для детей с низким ур. повторное произнесение слова.

Обращение логопеда к детям с выс.ур. для оказания помощи детям с низ. ур.

Детям с низ. ур.

предложить посчитать слова в предложении на пальчиках.

Для детей с выс.ур.:  «Назовите самое длинное слово».

  «Чем оно отличается от других слов?»

Для детей с низ. ур.: «Какие слова были в предыдущем задании?» «Лось –какое слово,  длинное или короткое?» «А избушка?»

Для детей с низ.ур. логопед дает наводящие вопросы:

«У кого в лапах мы нашли письмо».

Для детей с низким ур.:

Звуко-слоговой анализ выполняет Катя.

«Сколько слогов в слове «СОВЫ».

«Какой первый звук в слоге  -СО-?

Дай ему хар –ку.,

Какой второй?

Охарактеризуй его».

«Назови второй слог в слове «СОВЫ»».

«Назови первый звук во втором слоге? Назови второй звук во втором слоге».

Для всех детей:

«Какие задания мы сегодня выполняли?».

Хоровые ответы детей.

«Зимние звуки С,  С, З,  З ».

«Звук  С- согл., глухой, тв.».

«Синий кружок».

«Потому что зубки  создают преграду ветерку».

«Когда мы произносим звук С, то горлышко «спит»».

«Звук  З*».

«Он согл., звонкий, мягкий».

«Зубки создают преграду ветерку».

«Когда мы его произносим, то наше горлышко «работает»».

«Потому что ветерок дует с небольшой силой и получается мягкий звук».

«Синим кружочком с колокольчиком».

«Да!»

«Согласный,

синим кружочком.

Язычок упирается в нижние зубки. и создает преграду ветерку.

«Зеленым кружком».

«Схему слова».

«Желтой полосой».

Хоровые ответы: начало слова, середина, конец.

Хоровые ответы.

Хоровые ответы.

Дети с высоким ур.:

«Лось вышел из – за кустов».

Избушка.

Количеством слогов.

Однословный ответ: «Короткое».

«Длинное».

«У сов».

 

Слово «СОВЫ» состоит из двух слогов:

первый  -СО- второй  –ВЫ-

В первом слоге первый звук  С-

согл, тв., гл..

о –гл.

 - ВЫ_

в –согл., тв., зв..

ы – гл..

Дети перечисляют названия заданий.

Дети с выс. ур.:

«Определяли на слух зимние звуки».

«Находили место звука в заданном слове».

Дети с низ.ур.

«Читали таблицы, составляли слова»

Дети с выс.ур. :

«Выполняли звуко – слоговой анализ слова «Совы».