Конспект занятиия подготовительной речевой группы "Волшебные слова"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Формирование навыков письма, через развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_slova_ili_kak_rebyata_pomogli.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные слова или как ребята помогли

 животным Африки подружится».

Логопедическая тема: Формирование навыков письма, через развитие зрительно-пространственного восприятия, гнозиса и праксиса.

Лексическая тема: Животные жарких стран

Грамматическая тема: совершенствование и развитие словообразования (употребление притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Продолжить работу по автоматизации звука «р» изолированно и в словах, закрепить правильное произношении свистящих и шипящих звуков в связной речи.
  2. Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (совершенствовать умение выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове).
  3. Совершенствовать и развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
  4. Развивать буквенный гнозис (узнавать буквы с недостающими элементами, находить правильно и неправильно написанные буквы).
  5. Совершенствовать предметный гнозис (узнавание наложенных друг на друга изображений).
  6. Совершенствовать  и развивать грамматический строй речи (закрепить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов, употреблять простые и сложные предлоги, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  7. Совершенствовать и развивать связную речь детей (развивать коммуникативную функцию речи, продолжить развивать и закреплять диалогическую форму речи).
  8. Закрепить навык ориентировки в пространстве и на плоскости, дифференцировать право-лево.
  9. Совершенствовать и развивать артикуляционную моторику (движения языка, губ и мимическую мускулатуру).
  10. Совершенствовать  и развивать мелкую моторику и графо-моторных навыков.
  11.  Совершенствовать общую моторику, координацию движений.
  12.  Совершенствовать и развивать просодические компоненты речи (силу голоса, дифференциацию носового вдоха и ротового выдоха, речевого дыхания).
  13. Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, зрительно-пространственный гнозис и праксис, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память).
  14.  Проводить работу по профилактике оптической дисграфии и дислексии.
  15.  Формировать навык письма.

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Закрепить знания детей о жарких странах (названия жарких стран, чем жаркие страны отличаются от других стран).
  2. Обогатить, активизировать  словарь существительных, глаголов, прилагательных  по лексической теме «Животные жарких стран».

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества (умение общаться в коллективе, употреблять вежливые слова, слушать педагога и других детей.
  2. воспитывать навыки ответственного отношения к выполнению заданий.
  3. воспитывать чувство доброжелательности, бережного отношения к природе, нравственно-эстетического чувства и природе.

Материал: телеграмма, конверты с заданиями, магнитная азбука, картинки с изображением шкур животных, картинки с изображением животных, рисунок с животными жарких стран, картинки с недорисованными животными, магнитная доска

 

Ход занятия.

I. Дети входят в зал, здороваются и представляются гостям (Пример: Здравствуйте, меня зовут Федя и т.д.). Затем проходят и садятся на стулья.

Раздается стук в дверь, в зал входит обезьяна. Здоровается.

Педагог:                    В нашу группу очень рано

                                   постучалась обезьяна.

                                  И с порога закричала

Обезьяна:                «Вот примите телеграмму!»

Педагог:                   Телеграмму мы раскрыли

И ужасно удивились!

Не из Америки, не из Бразилии,

Не из Японии и не из России.

А ведь всего за 2 часа

Она из Африки дошла.

Педагог открывает телеграмму и читает:     «Ах, ребята, помогите,

                                                                          От беды нас всех спасите!

                                                                          Мы не простудились?

                 Мы не заболели, не отравились,

                                      А просто дружить мы разучились!

                                                                         И хорошие слова позабыли навсегда!»

Педагог: Ребята, откуда к нам пришла телеграмма?

Дети; Телеграмма пришла из Африки.

Педагог: А какая там погода?

Дети: Всегда тепло, жарко, ярко светит солнце, никогда не бывает снега.

Педагог: Ребята, а какие жаркие страны вы еще знаете?

Дети: Я знаю жаркую страну, которая называется Австралия, Индия, Южная Америка, Азия.

Педагог: А какие животные и птицы живут в Африке?

Дети: Лев, тигр, носорог, бегемот, жираф, зебра, страус, крокодил, антилопа и т.д.

Педагог: Ребята, так что же случилось с животными и птицами Африки?

Дети: они перестали дружить, потому что забыли все волшебные слова.

Педагог: А для чего нам нужны волшебные слова?

Дети: Они нам нужны для тог, чтобы быть добрыми, вежливыми, воспитанными и т.д.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Ребята давайте поможем животным, которые живут в Африке, вспомнить волшебные слова снова и подружиться. Я предлагаю вам отправиться в путешествие  в страну, где очень много волшебных слов, она называется «Вежливость».

Там нас ждет много испытаний, преодолев которые мы сможем узнать много волшебных слов, и главное запомнить их, а когда мы вернемся, то напишем письмо животным Африки и перечислим все волшебные слова, которые мы найдем в этой стране.

 II. Путешествие наше начинается. А добраться до этой страны мы можем на поезде

Дети  на вдохе произносят: чух-чух-чух, а при остановке на выдохе: ш-ш-ш.

  1. Педагог: Первая остановка называется… Она без названия. Нам надо выполнить задание, чтобы узнать, как она называется.

Педагог читает задание: изобразите  животных Африки.

Педагог: Ребята, давайте покажем животных Африки с помощью нашего язычка, губ и щек.

Обезьянка: артикуляционная поза «Обезьянка», веселая обезьянка, грустная обезьянка, сердитая обезьянка, испуганная обезьянка; обезьянка жует банан (язык упирается поочередно то в левую щеку, то в правую).

Зебра: цокать язычком.

Жираф жует листочки: покусать язычок.

Злой шакал: оскал.

Педагог: молодцы! Теперь мы можем узнать название остановки.

Из конверта достаем название остановки: «Здравствуйте».

Обезьянка: Ребята, а что это за слово?

Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда мы встречаемся с друзьями и взрослыми людьми, эти словом мы желаем им здоровья.

Педагог: Теперь мы знаем, как называется первая остановка, «Здравствуйте».

Название остановки приклеивается на лист бумаги.

  1. А теперь мы полетим на самолете. Самолет будет издавать такие звуки: мы взлетаем (тихо произносится звук «р»), теперь мы летим (звук «р» произносится громко), теперь мы приземляемся (звук «р» произносится тихо, к концу все тише и тише) – дети ходят врассыпную по залу.

 Педагог: мы приземлились, перед нами следующая остановка, которая опять без названия.  

Педагог: в словах определить звук, и из этих звуков составить слово, это слово и будет названием нашей остановки (дети определяют  гласный или согласный этот звук и соотносят звук с буквой, слово выкладывается на магнитной доске или рисуется мелками).

Из конверта педагог достает слово «спасибо» написанное неправильно, дети должны поменять  буквы, чтоб слово можно было прочитать правильно.

 

С

траус

   По

П

угай

 Африк

А

 

С

ила

Ж

И

вотные

Зе

Б

ра

О

блако

Получилось слово: «спасибо».

Из конверта достаем название остановки: «спасибо».

Педагог: Ребята, а это что за слово?

Дети: это тоже волшебное слово, его можно сказать тогда, когда мы хотим кого-то  поблагодарить за что-то.

Название остановки приклеивается на лист бумаги.

 3.  Теперь мы полетим на воздушном шаре. Давайте сядем в круг и представим, что нам надо его надуть (делаем вдох носом – быстрый выдох ртом)– надули шар; теперь мы на нем полетим (вдох носом – медленный выдох ртом) и приземляемся.

Педагог: Следующая остановка, опять без названия и нас опять ждет с вами задание.

«Отгадай, кто это?»  – нам надо посмотреть далеко и увидеть животных, которые живут в Африке и  отгадать, что за животное мы увидели  (картинки с нарисованной шкурой зебры, крокодила,  льва, тигра, жирафа, верблюда).

Дети: Я вижу верблюда. Я вижу верблюжий горб.

Я вижу слона. Я вижу слоновье ухо и слоновий хобот.

Я вижу льва. Я вижу львиную пасть и львиную гриву.

Я вижу жирафа. Я вижу жирафовую шею и жирафовое тело.

Я вижу крокодила. Я вижу крокодиловый хвост.

Педагог: Молодцы! Теперь посмотрите внимательно на названия этих животных, которые написаны на доске. Что-то в этих словах не так. А что?

Дети: Эти слова надо дописать (дети дописывают эти слова мелком).

Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Мы отгадали название этой остановки, она называется «пожалуйста».

Из конверта достаем название остановки: «Пожалуйста».

Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда просишь кого-то, что сделать или говоришь его тогда, когда тебе что-то дали.

Название остановки приклеивается на лист бумаги.

  1. Мы отправляемся дальше, а поплывем мы на лодке (дети садятся друг за другом и имитируют движения веслами: наклоняются назад – вдох, вперед – выдох).

Педагог: следующая остановка опять без названия.

Педагог достает задание:  названия животных рассыпались по звукам, их надо собрать в слово.

С Л О Н, Б`Э Г` Э М О Т, С Т Р А У С, З` Э Б Р А,  Л` Э В, АНТИЛОПА.

Педагог: А теперь посмотрите на стол, сколько на столе букв и слогов. Вам надо сложить название того животного, которое вы отгадали. (На столе остаются слоги из-ви-ни-те).

Педагог: Ребята, а давайте еще расскажем и покажем стихотворение о животных Африки.

Если в жаркую страну

Я случайно попаду.

Сжимать и разжимать кулачка

То увижу я шакала

Соединить все пальцы обеих рук с большим, образуя «бинокль», поднести к глазам.

Кенгуру, гиппопотама,

Раскрыть большой и указательный пальцы обеих рук

Обезьяну, тигра, льва.

Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук.

Крокодила и слона.

Соединить большой и средний пальцы обеих рук.

Хорошо живется им –

Соединить средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук.

Не бывает снежных зим.

Хлопнуть в ладоши.

Педагог: Ребята посмотрите, из этих слогов мы можем собрать слово, которое мы говорим тогда, когда хотим попросить за что-то прощение.

Дети: Это слово «извините».

Педагог: молодцы! Мы отгадали названия еще одной остановки.

Из конверта достаем название остановки: «Извините».

 Название остановки приклеивается на лист бумаги.

  1. Мы отправляемся дальше. Теперь мы поедем на поезде, только для того, чтобы нам доехать нам необходим лист бумаги и сейчас мы будем рисовать путь для нашего поезда).

 Педагог: Названия этой остановки опять нет, ну я думаю, со следующим заданием мы с вами справимся.  Давайте прочитаем задание.

 Педагог читает задание: угадайте, какое животное здесь нарисовано и что оно делает?(кто где спрятался).

Теперь давайте разберем это животное по звукам:  БЕГЕМОТ – звуко-буквенный анализ. (картинки с изображением животных Африки – контурные). Молодцы! 

Педагог: Мы опять отгадали название этой остановка, она называется «Доброе утро!»

Педагог: Ребята, а  это что за слово?

Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда мы утром встаем или приходим куда-то. Мы можем сказать его утром маме, папе, и т.д.

Педагог: Ребята, а какая сейчас часть суток?

Дети: Сейчас часть суток – утро.

Педагог: Какое приветствие мы выберем?

Дети: Мы выберем «Доброе утро».

Название остановки приклеивается на листок.

  1. Едем дальше. Теперь мы опять полетим на самолете по клеточкам.

Педагог: Название этой остановки тоже нет и нам надо справиться с последним заданием.

Педагог читает задание: посмотрите и найдите мне животное, в котором 1, 2, 3 и 4 слога. Назовите ласково части тела животного.  

Дети обводят картинки с животными.

Из конверта достаем название остановки «до свидания» - недописанное.

Задание: дописать и обвести буквы.

Педагог: Молодцы! Мы выполнили задание и опять нашли название остановки, она называется «до свидания».

 Педагог: Ребята, когда надо говорить это слово?

Дети: это слово говориться тогда, когда мы уходим из д/с или гостей, прощаемся до следующей встречи.

Название остановки наклеивается на лист.

III. Педагог: Ребята, последнее слово было «До свидания». Это значит, что волшебная страна прощается с нами и нам пора возвращаться в детский сад. Вспомните, на чем мы отправлялись в наше путешествие?

Дети: мы отправлялись на поезде.

Педагог: Обратно мы тоже отправимся на поезде (под музыку дети идут по залу змейкой).

Педагог: Ну, вот мы вернулись. Вам понравилось путешествовать по волшебной стране? Вы молодцы. Теперь нам надо отправить письмо животным и птицам Африки. (Дети запечатывают конверт, подписывают свои имена, конверт отдается обезьянке).

Педагог: Какие вежливые слова вы запомнили? Скажите, а нам в жизни нужны вежливые слова?

Дети: …

Раздается стук в дверь.

Педагог:             Кто так вежливо стучит?

Кто-то в гости к нам спешит?

Появляется почтальон:       Здравствуйте! Разрешите к вам войти?

Вот из Африки вам прямо

Бандероль и телеграмма!

А написано на ней

«Для воспитанных детей».

Педагог: ребята, что надо сказать обезьянке? Спасибо большое.

В телеграмме написано:            Всем, всем спасибо вам!

Вашим вежливым словам!

Говорить их научились

И тотчас же помирились.

Будем крепко мы дружить,

И красиво говорить!

С Новым годом поздравляем

И подарок посылаем

Через горы и моря

Шлем мы вам привет, друзья!

Педагог: Ребята, давайте посмотрим что там? (в бандероли бананы и мандарины).

Давайте отнесем их в группу и угостим остальных детей. Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»

Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...