Консультация для родителей: "Речь и проблемы общения"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Биляева Ольга Николаевна

«Речь и проблемы общения»

    Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей– это овладение речью. Ребёнок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь – это не только возможность разговаривать. Речь позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать своё поведение. Именно овладение речью даёт мощный толчок для интенсивного развития общения и всех сторон психики ребёнка.
Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый.
    Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Достаточно просто связать: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у детей в этом возрасте складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.
   Шестилетнего ребенка больше интересуют человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым на личностные темы, касающиеся жизни людей. 
   Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л.Н.Толстого, Осеевой, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в этом возрасте дети могут понять, что такое хорошо, а что такое плохо, могут усвоить представления о добре, и зле.
      К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Например, Человек-паук, или черепашки-нинзя, губка Боб. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены. И если  уж Вы смотрите эти мультфильмы, обязательно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, какие у него хорошие качества и какие – плохие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_problemy_obshcheniya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь и проблемы общения»

    Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей– это овладение речью. Ребёнок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь – это не только возможность разговаривать. Речь позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать своё поведение. Именно овладение речью даёт мощный толчок для интенсивного развития общения и всех сторон психики ребёнка. Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

   При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый.

    Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Достаточно просто связать: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у детей в этом возрасте складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

   Шестилетнего ребенка больше интересуют человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым на личностные темы, касающиеся жизни людей.  

   Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л.Н.Толстого, Осеевой, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в этом возрасте дети могут понять, что такое хорошо, а что такое плохо, могут усвоить представления о добре, и зле.

      К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Например, Человек-паук, или черепашки-нинзя, губка Боб. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены. И если  уж Вы смотрите эти мультфильмы, обязательно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, какие у него хорошие качества и какие – плохие?

   

О проблемах общения с ребенком в семье

     Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом должен именно близкий человек.        

     Для многих родителей неприятности возникают, как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя, демонстрирует свою неумелость и зависимость. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Но вдруг и случайно ничего не бывает. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И, возникающие у ребенка проблемы в общении, не исключение. Давайте разберемся, как это происходит.

    Начинается все обычно с непонимания, недовольства, нежелания общаться или распада нормального общения. Одна из причин такой ситуации - это ограничение контактов ребенка с родителями. Занятость родителей на работе, загруженность бытовыми проблемами, болезнь одного из родителей или родственников, проживающих в семье, конфликт или развод родителей, все это создает препятствия для общения ребенка с близкими людьми. Особенно остро дети реагируют на утрачивание близости с мамами в период их выхода на работу, смене работы или графика. Какой бы ни была в данном случае ситуация лекарство одно - как можно больше проводить времени вместе с ребенком и общаться прежде всего в процессе прогулок и совместных игр.

Полноценно свою потребность в общении дети удовлетворяют только тогда, когда мама только играет с ним, только рисует с ним, а не делает еще какие-то другие дела.        

Трудности в общении у ребенка вызываются несколькими причинами.

  Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок — эгоист. Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это вызывает у сверстников недоумение и провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным.

    Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью малыша. Родителей застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, - давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов и общения.

      Когда родители способны разобраться в причинах поведения ребенка, связать их с собственными поступками, когда они способны изменить        взаимоотношения в семье, мир и взаимопонимание будут налажены, покой и радость опять воцарятся в вашей душе и доме!

    Одной из причин может быть поставлен дефицит общения в семье (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

   В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе - усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел и т. п. Обычно им удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Эти причины - сами по себе  вполне реальны: все устают после трудового дня, после очередей в магазинах, после уборки, стирки и других дел по дому. Однако важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу  семейных обязанностей.

  Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии  речи ребенка, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени и в то же время до крайности обедненным.  

   Одна мать если ей нужно утихомирить ребенка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как вторая скажет: «Замолчи!»

     Кроме того, если в доме нет книг, если ребенок не видит кого-либо из членов семьи читающими, если при нем взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием «костей» соседям - значит, в семье низок уровень общения с ребенком.  

     Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное»  занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи.        

    Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора.

      Таким образом, для развития речи ребёнка  достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения,  - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и

 т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок – родитель: проблемы общения"

Статья содержит решение проблемы общения родителей и детей дошкольного возраста с особенностями....

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей. Речь - как средство общения.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает...

консультация для родителей "Речь как средство общения "

В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи....

Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»

laquo;Речь и речевое общение взрослых и детей»Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизничеловека. А формирование речи ребенка полностью зависит отречи взрослог...

Консультация для родителей "Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми".

Консультация знакомит родителей,  как помочь малышу в домашних условиях, если их беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше....