ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии по теме

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО– КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ

С   ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Середа Н.П,. воспитатель МБДОУ ДС № 108, высшая квалификационная категория

Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у дошкольников обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно речью.  Дети при полноценном развитии умеют согласовывать свои действия с участниками совместных игр, выполняют общественные нормы поведения. У них формируются навыки согласованных действий с учетом игровой роли партнера, социальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Как отмечает В.И. Тереньтьев, количественно (по числу социальных контактов) общение детей с нарушениями речи не отличается от общения  детей с речевой нормой, но качественно (по содержанию) оно значительно проигрывает. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями для коммуникаций чаще всего выбирают детей, отличающихся физической силой, внешней привлекательностью. Дети же с сохранной речью для общения выбирают детей, которые «умеют играть», т.е. сотрудничать, понять и принять мнение партнера по игре (общению), находить компромиссное решение в спорной ситуации.

Можно выделить несколько групп коммуникативных умений:

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-граммматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения.

2. Имеющиеся трудности в осуществлении речевого общения с взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных  умений в виде различных форм, таких как: пальчиковая гимнастика, игры-разминки, игры-импровизации, инсценировки, хороводные игры, в процессе которых дети учатся сотрудничать. Большое место отводится потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребёнка.

 Игры с элементами соревнований и подвижные игры дают возможность показать своё «Я» в сравнении с другими, даёт возможность доверительно общаться друг с другом, сопереживать, позволяет увидеть в товарище равноценную личность.

В  дидактических играх, играх-драматизациях дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

В самостоятельной деятельности помогаю ребёнку свободно выбирать вид деятельности, который ближе всего соответствует его способностям и интересам, при этом, по просьбе ребёнка, являюсь партнёром, готовым в любое время прийти на помощь  в реализации замыслов ребёнка. Более того, в совместной деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания.

В этом возрасте обучаем детей более точно отвечать на вопросы по-разному: кратко и распространённо, участвовать в общей беседе. Внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.  Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка.

В систему коррекционной работы необходимо включать различные  игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам коммуникации.

Игры парами – средство развития диалога. Дети учатся ориентироваться на партнёра-сверстника, его практические и речевые умения. Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очерёдность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

Так, в играх «Кто позвал», «Угадай по звуку», «Да или нет», «Красочки», «Садовник» и т. п. дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, организуя их речевое и игровое взаимодействие.

Игры с мячом наиболее популярны у детей, поэтому их используем для обучения коммуникативным навыкам.  «Мяч передавай – слово называй», «Ты катись, весёлый мячик…», «Скажи ласково» и другие.

Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.

Социально-коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей, воспитывать коллективизм, сотрудничество, формировать умение вести диалог, используя средства звучащей речи, а также мимику, жесты, средства интонационной выразительности; чего мы в конечном счете и добиваемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье представлен анализ литературы по проблеме развития эмоций и воли у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Изложены особенности данных процессов у детей по сравнению...

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....