Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Бояркина Елена Александровна

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс

«Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

                                                        Автор: Бояркина Е.А.

                                                        учитель-логопед  МБДОУ

                                                        «Большеелховский детский

сад №1 комбинированного вида»

Саранск 2014г

 Мастер – класс

«Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

Автор: учитель- логопед Бояркина  Е.А.

 (Слайд № 1)

Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности. (Слайд №2)

 

План проведения семинара:

I.       Теоретическая часть:

—   Что такое «Синквейн».

—   Актуальность «Синквейна»;

—   Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

II.       Практическая часть:

—   Совместная работа с педагогами с показом  на экране.

—   Обсуждение полученных результатов.

III.         Подведение итогов.

 

Перед началом семинара всем присутствующим раздают бланки и простые графитные карандаши для самостоятельной работы.

 

I. Теоретическая часть.

 Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку),  маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно. (Слайд №3)

Классический синквейн, несёт определенную эмоциональную окраску и характеризуется четким подсчетом слогов.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. И на сегодняшний день является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Общая научная концепция  использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н.Д. Душкой.

В чём же актуальность, эффективность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике? (Слайд №4)

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

В третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В четвертых – он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

И в пятых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Создание нерифмованного стихотворения подчинено определенным правилам. (Слайд №5)

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.

 Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Так выглядит схема составления синквейна. (Слайд №6)

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

II. Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Не забывайте правила составления синквейна.

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.

(Слайд №7 «Апельсин»)

- Что это?                

- Апельсин.

Подберите два слова-признака.

- Какой апельсин?

- Круглый, оранжевый.

Подберите три слова-действия.

- Что делает апельсин?

- Весит, растёт, зреет.

- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Я любля апельсин.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

- Фрукт.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы  с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.

2. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(Слайд №8  «Кошка, помидор, волк»)

Индивидуальная работа и проверка готовых сенквейнов.

Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? (Слад №9 «Белка»)

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. (Слайд № 10 «Берёза»)

______ .

Растёт, стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной  ___ .

Дерево.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе. (Слайд №11 «Заюшкина избушка»)

Зайчик.                                                Лиса.

Слабый, трусливый.                                Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи).        Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика.                                Лиса поступила плохо.        

Сказочный герой.                                Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

Вопросы: Как думаете работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

В конце обучения  дети умеют составлять рассказы, используя слова из данного синквейна.

Вывод: в этом случае синквейн актуализирует знания детей, и направляет мысли детей.

III.         Подведение итогов. (Слайд №12)

При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
         Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Но, нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал Виктор Федорович Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями! А вы будите гордиться собой, глядя на достижения своих детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

инновационная технология развития речи «Синквейн», и ее значение  в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, грамматическом оформлении фразы, развитии асс...

Презентация "Синквейн - эффективное средство коррекции речи дошкольников"

В презентации представлена инновационная технология, направленная на развитие умения кратко и точно выражать свои мысли....

Семинар - практикум для родителей на тему: "Логосказки, как эффективная форма коррекции речи дошкольников"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Выступление на пед.совете с темой: «Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально – ритмических способностей дошкольников».

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, система движений в сочетании с музыкой и...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

статья о о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс....