Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Великая Татьяна Валентиновна
Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_-r_microsoft_word_document_3.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе.

Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

 Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов.

Задачи:

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Р]. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).

Оборудование: флажки; маленькие игрушки животных; картинки: Крош и Лосяш; картинки животных (белка,  волк, лань, лошадь слон, жираф, зебра, тигр, крот, кенгуру; большие предметные картинки (, молоко, молоток, колобок, колбаса, карандаш, барабан, груша коробок).

План занятия

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

  1. Артикуляция звуков [Л] — [Р];
  2. Дифференциация звуков [Л] — [Р] в слогах;
  3. Дифференциация звуков [Л] — [Р] в словах;
  4. Игра «животные идут в гости»;
  5. Физкультминутка с проговариванием.
  6. «Загадки».

3. Заключительная часть.

Организационный момент.

 Встретились две подружки [Л] — [Р], стало им скучно и они решили прийти к вам поиграть. Вы готовы?  Тогда поднимите правую руку, теперь левую и помашите.

1. Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах ([Л], [Р]):

лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза.

Сравнить артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие, обратив внимание на положение язычка), вспомнить характеристику звуков [Л] и [Р], обозначение.

2. Дидактическое упражнение «подними флажок, если услышишь звук [Р]»:

р, л, л, р...; ра, ла, ло, ру...; ар, ал, ол, ур...; рак, ложка, пол, корова, комар, укол...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ра-ла, ро-...; ар-ал, ур-„.

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ра-ла, ла-ла-ра, ра-ла-ла, ла-ра-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла.

3. Закончить слово нужным слогом:

ЛЫ (РЫ): шко..., ков..., шку..., коз..., ска..., забо...

Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?

Лак — рак, лов — ..., ложки — ..., лама — ... Лука — ..., бал — ..., дал — ...,

жал — ..., мил — ..., игла — ..., блошка — ..., ложь — ..., жил — ..., свалка — ...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р])

использовать большие предметные картинки:

колобок, коробок, молоко, молоток; барабан, груша, колбаса, карандаш.

4. Дидактическое упражнение «животные идут в гости к Крошу и Лосяшу» и  Разложить картинки на две стопки: животные, в названии которых есть звук [Л], и животные, в названии которых есть звук [Р], определить место этих звуков в словах, составить с каждым словом предложение с предлогами.

5. Физкультминутка с проговариванием.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

6.Отгадывание загадок. Если вы правильно отгадаете, тот о ком говорится в загадке придёт к вам в гости.

 Я рыжая красавица

Хочу я вам понравиться.

Но говорят, что я плутовка,

И всех обманываю ловко,

А я в лесу всем как сестрица,

Я очень добрая …

                                

Я очень терпелива, ловка и осторожна,

По кисточкам на ушках узнать меня не сложно,

И мне не посмеет никто сказать: «брысь»,

Я дикая кошка, зовут меня …

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

рога раскинув широко.

В воде родилась, а мало в ней бывает.

Сапожник не сапожник,

Портной не портной,

Во рту держит щетину,

В руках ножницы.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Дети  повторяют слова и называют первые звуки в словах

Согласные твёрдые звонкие. Обозначается синим кружком.

Дети выполняют задания.

Дети называют животных и раскладывают картинки в две стопки.

Дети выполняют сидя за столом.

лисица

рысь.

Лось.

Лягушка.

Рак.

Рыбки.

Итог занятия.

Сегодня все очень хорошо занимались. Кто скажет, какие звуки к вам приходили поиграть? (Л и Р). Эти подружки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы. Клара у Карла украла кларнет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе тема "Насекомые"

Конспект занятия по теме "Насекомые"Цель: познакомить детей с понятием "Насекомые"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Звуки и буква «П».

Конспект занятия в старшей  логопедической группе. Тема:  Звуки и буква  «П».Цель:  Продолжать знакомить детей с артикуляционной позицией звуков. Научить характеризоват...

Конспект занятия в старшей логопедической на тему: "Дифференциация звуков С—Ш"

Цели: корррекционно-образовательные:научить давать  акустико-артикуляционную характеристику звуков « Ш»,« С»  с опорой на различные виды контроля;различать звуки на с...