Особенности связной устной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития
статья по логопедии по теме

Материалы II Международной научно-практической конференции (19-21 июня 2012 года)

Статья учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки
Российской Федерации

Московский государственный гуманитарный
университет имени М.А. Шолохова

АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ


Особенности связной устной речи
у детей с нарушениями интеллектуального развития

Т.М. Горина, учитель-логопед ГБОУ детский сад компенсирующего вида№ 2607 г. Москвы

Запаздывание речевого развития у умственно отсталых дошкольников происходит с самого начала. По результатам различных исследований (М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др.), данная категория детей переходит к спонтанному лепету не на 5-7 месяце (как при нормальном развитии), а к 12- 24 месяцам. Первые слова ребенок начинает произносить не в год-полтора, а к трем - пяти годам. По данным обследования Т.Г. Кузнецовой (1995), к пяти годам только 50% умственно отсталых детей имеют фразу, а активно пользуются ею лишь 30%. К шести годам это соотношение равно 85 и 50%, к семи - 99 и 85%. Но, несмотря на рост количественных показателей, к концу дошкольного возраста фраза у этих детей не достигает такого полноценного развития, как в норме.

Необходимо отметить причины, которые обусловливают нарушение процесса формирования речи.

Одним из основных признаков, характеризующих умственную отсталость, является стойкое снижение познавательной деятельности, в том числе и мыслительных операций. Затрудненность обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом, нарушение мотивации замедляет процесс выработки речевого высказывания. В то же время недоразвитие речевой функции ограничивает дальнейшее умственное развитие ребенка.

Значительную роль в задержке речевого развития играют нарушения в усвоении семантической стороны родного языка. Непонимание, неточное и ошибочное усвоение, а затем и употребление слов может возникать в ре- зультате неправильного восприятия окружающего мира. С другой стороны, замедленное обогащение словаря ребенка отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и нарушает процесс нормального речевого развития.

Замедленное формирование речи возникает в результате позднего развития фонематического слуха. Недостатки восприятия и анализа звуков, которые входят в речевую систему языка, препятствуют правильному пониманию и передаче информации с помощью вербальных средств.

Общее моторное недоразвитие не только нарушает процесс познания действительности умственно отсталым ребенком, но и приводит к неправильному произвольному произношению речевых звуков и слов, требующих наиболее четкой координации артикуляционного аппарата.

Слабость развития фонематического слуха и недостаточность движений органов речи взаимно влияют друг на друга: в начальный период развития лучше проходит процесс опознания тех звуков, которые ребенок произносит сам.

Наиболее простым заданием для ребенка с интеллектуальными нарушениями является составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это связано с тем, что серия сюжетных картинок является определенным планом для составления монологического высказывания. Каждое рисуночное изображение отражает последовательность событий, логическую структуру рассказа. Другими словами, Мотив монологического высказывания постоянно поддерживается серией сюжетных картинок. Эти дополнительные стимулы становятся необходимым условием для создания  более или  менее развернутого рассказа.

Рассказы по сюжетной картинке вызывают наибольшую трудность у умственно отсталых детей, так как опорные последовательные звенья отсутствуют. Сюжет этого вида рассказа отличается простым перечислением отдельных (цементов изображения. Дети часто не выделяют существенные и второстепенные детали. Нарушенной оказывается и структура монологического высказывания. В процессе рассказа из-за частых остановок возникает необходимость в задавании наводящих вопросов.

Пересказы умственно отсталых детей имеют свои особенности. Они могут пропускать многие важные части рассказа, передают его содержание упрощенно. Дети не понимают и поэтому затрудняются использовать в пересказе причинно-следственные, временные и пространственные отношения или недостаточно прочно сохраняют в памяти его отдельные части. Относительно словесного оформления пересказов можно сказать, что они имеют определенные элементы ситуативной речи.

В процессе занятий по развитию связной речи у детей данной категории используются самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказывание текстов, сказок, рассказывание стихов, драматизация сказок и др. Правильная организация работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении повышает эффективность этой работы.


Часть 4. Организация логопедической помощи липам с нарушениями развития

Е.А. Алексеева

Коррекция речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом методом тактильно-кинестетической стимуляции        

А.Л. Анохин, Е.В. Мельникова

Развитие речи на уроках технологии в специальной коррекционной школе VIII вида        

Е.Э. Артемова

Изучение коммуникативных навыков у детей с алалией        

М.А. Бовина

Повышение эффективности логопедической работы через создание здоровьесберегающей среды в условиях лекотеки        

Е.С. Бердникович, Н.В. Шахпаронова, Е.М. Кашина, А.В. Белопасова Восстановление речевых нарушений у больных в остром периоде инсульта         

Ю.А. Бондарькова

Опыт наблюдения недоношенных детей первого года жизни логопедом в условиях поликлиники        

О. С. Бурова

Комплексный подход в преодолении заикания для обеспечения речевого здоровья младших школьников        

С.В. Волкова

Актуальные вопросы реабилитации по восстановлению высших психических функций и речи у детей с последствиями ЧМТ        

М.А. Гапчич, Т.В. Курашева

Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов.... О. С. Глухоедова

Основные направления и приемы работы по растормаживанию речи у неговорящих детей        

И.В. Гоева, Е.П. Тюленева

Как можно привлечь интерес к чтению детям с трудностями обучения (из опыта работы)        

Т.М. Горина

Особенности связной устной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А.

Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А. Презентация....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...

Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"

При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической ...

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...

Консультация для родителей. «Игровые приёмы как средство формирования связной устной речи у детей с ТНР»

Все родители мечтают о том, чтобы их ребѐнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что ребёнок растѐт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у не...