Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС – коррекции.
методическая разработка по логопедии по теме

Чурбанова Ольга Евгеньевна

Формирование диафрагмально-реберного и релаксационного типа дыхания с помощью аппарата биологической обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей  с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС – коррекции».

 Важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.

 Действительно, дыхание – основное условие жизни. Этот важнейший для жизни процесс обеспечивается слаженной,  гармоничной работой двух систем: респираторной (легкие, бронхи, альвеолы, дыхательные мышцы) и сердечно – сосудистой (сердце, кровеносные сосуды). Их работа всегда непрерывна и взаимосвязана, она гармонична. С дыханием связан целый ряд психофизиологических функций: массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировки дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделения отработанных газов и токсинов.

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.  Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и  затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Различают 3 главных способа дыхания:

1)верхнее дыхание (ключичное);

2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);

3)нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Цель: формирование правильного диафрагмального и речевого дыхания у детей  5 –7 лет с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС-коррекции  в процессе логопедических занятий, создание  высокой мотивации, способствуя, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.

Задачи:

Увеличить у детей  объем легких  и  обучить их диафрагмально – релаксационному типу дыхания как базы для формирования речевого дыхания.

Развить глубокий  вдох, более длительный  выдох и выработать  умение правильно дышать в процессе речи.

Этапы работы:

I этап – диагностический

Цель  этапа:  обследование ребенка, его речи и функционального  состояния  для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта, составление индивидуальной, дифференцированной  схемы проведения коррекционного курса методом ДАС – БОС.

II этап – подготовительный

Цель этапа: постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.

Задачи:

1.Выработка навыка самоконтроля за дыхательными движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.

2.Формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).

3.Понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального  напряжения.

4. Купирование вегетативных дисфункций: общих  и логоневротических проявлений.

5. Подготовка ребенка  к формированию новых речевых навыков.

6. Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).

7.Развитие волевых качеств личности: активности, усидчивости, целеустремленности.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Для достижения результатов большая часть занятий проводится в игровой форме. Начинается коррекционная работа без аппарата биологической обратной связи. Такие упражнения, как «Положи игрушку на животик и подними ее»,  «Мой животик – воздушный шарик» и др., выполняемые в положении лежа, сидя и стоя способствуют формированию диафрагмального типа дыхания. В дальнейшем полученные навыки дыхания закрепляются на компьютере, оснащенном аппаратом БОС.

При выполнении этих упражнений необходимо  следить за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались.

Работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха проводятся  с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью  развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох. При их систематическом повторении ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать. Проводимые упражнения «Вдох и выдох через нос», «Вдох через нос, выдох через рот», «Вдох через  рот, выдох через нос», «Вдох и выдох через рот» очень сложны для детей, плохо усваиваются ими, но они необходимы, так как  способствуют  тренировке ритма речевого дыхания.

III этап – работа над основными компонентами речи

Цель этапа: формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения по показателю РСА.

Задачи:

1. Развитие и совершенствование навыка ДРД  вне речи и во время речевых нагрузок.

2. Формирование удлиненного плавного выдоха — основы нового навыка речи.

3. Освоение основных правил и навыков использования речевого ДРД по методу БОС с максимальной ДАС:

- вдоха без лишних усилий перед началом фонации или речевого высказывания;

- удлиненного, равномерного, плавного речевого выдоха, рассчитанного на определенную длительность и сложность речевого материала.

4. Нормализация функционирования мышц речедвигательного аппарата:

5.Координация работы речедвигательного анализатора (диафрагмально-релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС).

6. Развитие просодических компонентов речи на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции с применением метода БОС по максимальной ДАС.

7.Развитие фонематического восприятия.

8. Купирование звукофобий, логофобий, речевой неуверенности, речевой тревоги и фиксации на дефекте речи с применением техники ДРД с максимальной ДАС.

9. Обучение ребенка  применению вышеперечисленных навыков, не только под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной жизни).

Формирование  речевого дыхания  проводится вовремя  длительного и плавного речевого выдоха при произнесении гласных, согласных звуков, с постепенным усложнением  и удлинением при произнесении слогов, слов, предложений и фраз.

Этот этап  работы по постановке речевого дыхания проходит более  активно со стороны детей, т.к. ими уже освоены навыки диафрагмального дыхания и приемы речевого дыхания. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, для данного типа работы была сделана подборка и систематизация игр и игровых упражнений, способствующих активизации детей на занятиях.

IV Этап – закрепление полученных навыков.

Цель этапа: закрепление полученных речевых навыков и нового речевого стереотипа в реальной жизни, подведение итогов коррекционного курса по методу БОС  с максимальной дыхательной аритмией сердца.

 Задачи:

1 Применение ребенком новых стереотипов (дыхательного, речевого и поведенческого) при общении в различных коммуникативных ситуациях.

2. Развитие познавательной способности, активности и  самостоятельности ребенка.

3. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

4. Умение использовать сформированные навыки диафрагмального дыхания для устранения психоэмоционального напряжения.

5. Работа над дикцией и техникой речи.

6. Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.

7.Формирование навыка плавной ритмичной, эмоционально окрашенной речи. Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох.

Критерии эффективности функционального состояния ребенка методом БОС:

1 Положительная динамика со стороны функционального состояния ребенка.

2. Умение применять диафрагмально-релаксационный тип дыхания для коррекции и развития речи, поведения и функционального состояния в целом.

3.Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС-тренинга навыками в повседневной жизни.

Условные обозначения:

БОС – биологическая обратная связь.

ДРД – диафрагмально-релаксационного тип дыхания.

ДАС – дыхательная аритмия сердца.

Список литературы.

1.Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.. Основы физиологии человека.– М.: Издательство РУДН, 2001.

2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.

3.Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия. Заикание.-М., 1998.

4.Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001.

5.Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.

6.Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону.: Феникс, 2002.

7.Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994.

8.Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.

9.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.

10.Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации [р].

Цель: автоматизация  звука [Р], формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  •  Закреплять правильное произношение поставленного звука [Р] в речи.
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Формировать и закреплять диафрагмально-релаксационный тип дыхания  с максимальной дыхательной аритмией сердца.
  • Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
  • ​ Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
  • Понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального напряжения.
  • Развивать волевые качества личности: активность, усидчивость, целеустремленность.
  • Формировать навык составления и распространения  предложений по картинкам.
  • Закреплять навык подбора прилагательных к существительному.

Ход занятия.

1.​ Вводная часть.

Здравствуй! Я рада нашей с тобой встрече. Какое у тебя настроение? (Ответ ребенка.)

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай мы с тобой побудем немного строителями, и попробуем построить дом по-своему, своими  губами, зубами и язычком.

Сначала установим стены дома. (Упражнение «Заборчик»)

В стене сделаем большие, светлые окна. (Упражнение «Окошко»)

На крыше дома выложим вот такую трубу. (Упражнение «Трубочка»)

На окошки повесим занавески. (Упражнение «Парус»)

Вот наш дом и готов.

Теперь покрасим потолок (упражнение «Маляр»: язычком водить по нёбу) и стены (языком водить внутри щёк).

И окошки давайте покрасим. (Упражнение «Вкусное варенье»)

Вымоем пол. (Упражнение «Почистим нижние зубки»)

В доме стало чисто.

Молодец! Вот мы и построили с тобой красивый  дом.

3. Автоматизация звука [Р].

- Молодец! Посмотри, какой чудесный домик у нас получился! (Показ домика).

А кто же живет в нашем домике, давай его откроем. (Открывается домик, а там цыпленок).

- Посмотри, на цыпленка. Он какой? (подбор прилагательных к существительному.)

- А какие красивые картинки нам приготовил цыпленок. Давай назовем, что нарисовано на этих картинках и определим, где находится звук [р] в этих словах  (Определение позиции звука [р] в слове.)

4. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания. (Работа на аппарате БОС - коррекции).

5. Составление рассказ по серии сюжетных картинок.

- Сегодня на занятии мы узнаем интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Рассмотрев картинки, ты сама расскажешь, что произошло и о ком эта история.  (Ребенку предлагаются картинки и дается установка последовательно разложить их. Дается имя девочке Маруся и коту Барсик).

Рассматривание каждой картины серии отдельно и выделяются главные мысли.

- Картина №1: Маруся гостит у бабушки в деревне. Она идет по дороге и зовет Барсика… В траве мелькнул черный хвост.

- Картина №2: Маруся увидела Барсика. В траве видно гнездо. Барсик лапкой выкатил яйцо.

- Картина №3: Цыпленок и девочка. Яйцо треснуло, и из него выглянул цыпленок. Маруся взяла яйцо в руки …..

- Картина №4: Курочка гуляет с цыплятами. Цыплята бегают и пищат. Маруся принесла цыпленка. Цыплята радостно бегут навстречу своему братцу.

- Давай придумаем название нашему рассказу. («День рождения цыпленка»)

6. Итог занятия.

- Цыпленок  отправился домой к маме курочке и своим братцам. А я хочу тебе сказать, что мне очень понравилось, как ты занималась сегодня на занятии! Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логотерапевтического комплекса "ДАС-БОС"

Использование логотерапевтического комплекса "ДАС-БОС" в ДОУ "Светлячок" п. Ванино...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Памятка по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания

Кракая инструкция для детей и родителей по развитию навыка правильного дыхания...

Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движени...