Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Лупонос Зоя Николаевна

Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие произносительной стороны речи

детей  четвертого года жизни.

        Вашему ребенку пошел четвертый год, и вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Все чаще и чаще в его  речи появляются фразы: "Я думаю",  "Я хочу". Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание  ребенком речи. Он понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, должно произойти. В речи ребенка четвертого года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы.

 

      Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это потому, что ещё недостаточная подвижность его артикуляционного аппарата    (движения  мышц  языка, губ,  нижней части челюсти)  и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков. Ребенок заменяет "трудные" звуки более "легкими" для произношения:        Р на Л (рыба - лыба) шипящие и твердые свистящие -  мягкими свистящими звуками  (шуба - сюба, жук - зюк) нередко встречается общая смягченность речи.

   

     Помимо названных ошибок, дети  испытывают затруднения  в  произношении  так называемых  многосложных слов, то есть слов состоящих из трех четырех слогов. Дети не всегда могут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, заменяют или опускают отдельные звуки (атобус - вместо  слова автобус, сафоль - фасоль, мненожко - немножко, и др.).

     

 Голосовой аппарат ребенка четвертого года жизни еще недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо,

либо же, наоборот не умеют говорить шепотом. Тем не менее большинство детей неплохо вслед за   взрослыми воспроизводят различные интонации и пользуются ими в своей речи.

 Склонность ребенка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи.

Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей четвертого года жизни должны носить чисто подражательный характер.

    Логопеды рекомендуют : Предложите малышу немного  "пообезьянничать»: вы будете ему показывать

движения, а он будет за вами повторять.

1. ВОЛК

Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести "у-у-у").

Если  ребенок  не  может вытянуть  губы, его следует  научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого диаметра, а затем постепенно уменьшая  её диаметр).

2. КОТЕНОК

Попросите  ребенка  "полакать",  как  котенок,  быстро  выбрасывая

и  втягивая  язык.

3. ПУЗЫРЕК

Научите малыша надувать щеки и резко "разрывать" смычку губ.

4. ЛОШАДКА

Прищелкивая языком,   "цокать", как лошадки.

Это упражнение подготовит аппарат для артикуляции звука Р.

5. ЗАКРОЕМ - ОТКРОЕМ  ДОМИК

Научите малыша смыкать и размыкать обнаженные зубы, под  счет                                                                 (подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.

Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика».

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика». Цель: развитие произносительной стороны речи у дошкольников. Интеграция образовательных...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования

В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекц...