Статья в сборнике учителей дефектологов Копейского городского округа "Дуем, дуем, задуваем – звуки речи улучшаем!"
статья по логопедии на тему

Дуем, дуем, задуваем – звуки речи улучшаем!

 

Ярема О.Н.,

учитель-логопед,

 первая кв. категория

МДОУ д/с №53 КГО

Правильное дыхание очень важно для развития речи ребенка, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

2) автоматизацию нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;

3) регулирование дыхательного ритма;

4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох;

5) формирование темпо-ритмических характеристик речи.

Постановка речевого дыхания не является самоцелью работы учителя-логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи дошкольника.

Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог.

В основу системы работы над дыханием мы взяли комплексные дыхательно-голосовые упражнения, рекомендованные  Коноваленко С.В. , суть которых заключается в  осознанном управлении всеми фазами акта дыхания.

Данная гимнастика проводится не менее двух раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Время выполнения одного упражнения не должно превышать 7-10с. На начальном этапе дети действуют на основе подражания, помощь оказывается в виде коротких инструкций. По мере усвоения детьми упражнений увеличивается темп выполнения и переносится акцент на самостоятельную работу детей без зрительной опоры на действия взрослого. В дальнейшем возможен переход к самостоятельной работе, в роли ведущих могут поочередно выступать дети

Дыхательные упражнения (по Коноваленко С.В.):

Упражнение №1. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Упражнение №2. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «О».

Упражнение №3. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «У».

Упражнение №4. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №5. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вверх). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «О», руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох носом. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «А», руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упражнение №6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Во время паузы на вдохе поджать одну ногу (1-2с), опустить, выдохнуть со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге (1-2с), опустить ногу, сделать глубокий выдох, руки так же в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны поднять вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями, произнося «ХА-ХА-ХА», руки опускаются через стороны вниз в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Снова задержать дыхание. Выдохнуть резко со звуком «ХА», опустив руки через стороны вниз.

Упражнение №8. Выполняется аналогично упражнению №7, только со звуками «ФА».

Упражнение №9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль тела вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержать дыхание. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком «У». Руки скользят вдоль туловища вниз.

Упражнение №10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом медленно поднимаются вверх. Потянуться вверх с силой на задержке дыхания. Медленный выдох через рот с наклоном вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Выпрямляясь, сделать медленный вдох через нос. Задержать дыхание. Наклоняясь влево, сделать медленный выдох через рот. Снова задержать дыхание.

Описанные выше упражнения являются чрезвычайно важными в пропедевтической работе по предупреждению дисграфии и дислексии, способствуют развитию произвольной регуляции поведения.

Значительно улучшается общая координация движений и ориентировка в пространстве, увеличивается объем движений и их точность.

Дыхательные упражнения снимают мышечное напряжение и эмоциональную зажатость, способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются средством профилактики острых респираторных заболеваний. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дуем, дуем, задуваем – звуки речи улучшаем!

Ярема О.Н.,

учитель-логопед,

 первая кв. категория

МДОУ д/с №53 КГО

Правильное дыхание очень важно для развития речи ребенка, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

2) автоматизацию нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;

3) регулирование дыхательного ритма;

4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох;

5) формирование темпо-ритмических характеристик речи.

Постановка речевого дыхания не является самоцелью работы учителя-логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи дошкольника.

Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог.

В основу системы работы над дыханием мы взяли комплексные дыхательно-голосовые упражнения, рекомендованные  Коноваленко С.В. , суть которых заключается в  осознанном управлении всеми фазами акта дыхания.

Данная гимнастика проводится не менее двух раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Время выполнения одного упражнения не должно превышать 7-10с. На начальном этапе дети действуют на основе подражания, помощь оказывается в виде коротких инструкций. По мере усвоения детьми упражнений увеличивается темп выполнения и переносится акцент на самостоятельную работу детей без зрительной опоры на действия взрослого. В дальнейшем возможен переход к самостоятельной работе, в роли ведущих могут поочередно выступать дети

Дыхательные упражнения (по Коноваленко С.В.):

Упражнение №1. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Упражнение №2. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «О».

Упражнение №3. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «У».

Упражнение №4. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №5. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вверх). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «О», руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох носом. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «А», руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упражнение №6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Во время паузы на вдохе поджать одну ногу (1-2с), опустить, выдохнуть со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге (1-2с), опустить ногу, сделать глубокий выдох, руки так же в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны поднять вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями, произнося «ХА-ХА-ХА», руки опускаются через стороны вниз в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Снова задержать дыхание. Выдохнуть резко со звуком «ХА», опустив руки через стороны вниз.

Упражнение №8. Выполняется аналогично упражнению №7, только со звуками «ФА».

Упражнение №9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль тела вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержать дыхание. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком «У». Руки скользят вдоль туловища вниз.

Упражнение №10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом медленно поднимаются вверх. Потянуться вверх с силой на задержке дыхания. Медленный выдох через рот с наклоном вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Выпрямляясь, сделать медленный вдох через нос. Задержать дыхание. Наклоняясь влево, сделать медленный выдох через рот. Снова задержать дыхание.

Описанные выше упражнения являются чрезвычайно важными в пропедевтической работе по предупреждению дисграфии и дислексии, способствуют развитию произвольной регуляции поведения.

Значительно улучшается общая координация движений и ориентировка в пространстве, увеличивается объем движений и их точность.

Дыхательные упражнения снимают мышечное напряжение и эмоциональную зажатость, способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются средством профилактики острых респираторных заболеваний. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

статья Кто такой учитель-дефектолог

В  статье рассказывается с кем и чем занимается учитель-дефектолог. Выделены группы детей, которым необходима помощь специалиста и даны рекомендации родителям....

Статья « Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»

Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы....

Методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Корсаковского городского округа

Методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Корсаковского городского округа...

"Дуем, дуем, задуваем- звуки улучшаем"

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.    Дети, имеющие ослаблен...

Долгосрочный проект "Дуем, дуем, задуваем, звуки улучшаем"

Долгосрочный проект по формированию навыков правильного дыхания...