Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности «Этот загадочный мир».
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Заякина Ольга Александровна

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе коллективного сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по теме "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayakinaoa-konspekt.docx36.16 КБ
Файл prezentatsiya.pptx391.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности «Этот загадочный мир».

ФИО автора: Заякина Ольга Александровна.

Интегрированные предметы: изобразительная деятельность, занятие по развитию лексико-грамматических категорий.

Тема: «Этот загадочный мир».

Группа: старшая логопедическая группа.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: развитие словаря детей по теме «Космос»; обучение детей коллективному сюжетному рисованию по теме.

Задачи:

  • образовательные: закреплять знания детей о космосе; познакомить детей со спецификой профессии астронома;
  • технические: совершенствовать умение поэтапного изображения; совершенствовать умение работать в техниках: тонирование, набрызг, рисование пальчиками, кляксография с  трубочкой, оттиск;
  • коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами; развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; развивать умение согласовывать и употреблять в речи существительные и числительные; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, логическое мышление); развивать глазодвигательные функции; развивать дифференцированный вдох и выдох; развивать ручную моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • воспитательные: воспитать интерес к занятию; воспитать умение работать в коллективе.

Развитие словаря:

  • обогащение: обсерватория, астроном.

Пояснение значений новых слов осуществлялось при помощи демонстрации, через описание.

  • уточнение: созвездие, комета, загадочный, таинственный, далекий, волшебный, фантастический.

Уточнение значений слов осуществлялось при помощи показа иллюстраций (созвездие), подбора синонимов (комета); через описание.

  • активизация словаря осуществлялась посредством повтора, вопросов; составления словосочетаний и предложений с отрабатываемыми словами.

Оборудование: волшебная палочка, звездочки-пропуска; медиапроектор; карточки для станций (космос, звезды, созвездие, комета, планеты); ватман; губки для тонирования; набор красок для тонирования; комплект зубных щеток и расчесок для набрызга; набор красок для набрызга; краска для рисования пальчиками; трубочка для кляксографии; краска для кляксографии; набор разрезанных картофелин различного размера для оттиска; краска для оттиска; комплект влажных салфеток.

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть:
  • Орг. Момент

  • Вводная беседа

- Здравствуйте, дорогие дети!

- Вы догадались кто я?

Я не буду ночью спать,

Буду звезды изучать,

В телескоп я посмотрю,

И звезду свою найду!

- Ребята, я изучаю звезды, планеты, кто же я?

- Сегодня я вас приглашаю в свою обсерваторию.

- Ребята, что же такое обсерватория?

- Обсерватория - это место, где изучают звезды.

- Повторите это слово.

- Что такое обсерватория?

- Зайти сюда можно по специальным пропускам (Педагог на каждого ребенка раздает разноцветные  пропуски-звездочки).

- Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие, к звездам.

Спинку ровненько держите,

Внимательно на звезды посмотрите!

 Ведется работа по слайдам.

СЛАЙД 1.

- Ребята, посмотрите это космос. В космосе всегда темно. Космос с давних времен интересовал людей и сейчас, даже когда человек побывал в космосе, космос для нас остается загадочным, волшебным, чарующим и сказочным.

СЛАЙД 2.

- В космосе огромное количество звезд. Почему же звезды кажутся такими маленькими?

СЛАЙД 3.

- Звезды образуют созвездия. Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру. Как называется это созвездие?

СЛАЙД 4.

- А еще в космосе можно увидеть кометы. Кометы – это летящие звезды с большими хвостами.

СЛАЙД 5.

- Ребята, посмотрите, а это центр галактики – солнце. Солнце – это звезда, которая светит, сияет, сверкает, всех согревает.

СЛАЙД 6.

- Вокруг солнца вращается девять планет. Все это образует Солнечную систему, в центре которой находится Солнце.

СЛАЙД 7.

- Теперь рассмотрим каждую планету Солнечной системы.

- Первая планета – Меркурий. Это самая маленькая и самая жаркая планета, потому что она находится близко к солнцу.  

- Вторая планета – Венера. Эта планета самая близкая к Земле.

- Третья планета – наш дом – Земля. Это единственная на данный момент планета, на которой есть жизнь, вода, деревья, воздух которым можно дышать, животные, одним словом – жизнь.

- Четвертая планета – Марс. Марс еще называют красной планетой, потому что цвет его поверхности красного цвета.

- Дальше идут планеты гиганты. Самая большая планета солнечной системы – Юпитер. Эта планета состоит из газа.

- Следующая планета-гигант – Сатурн. Наверное, все видели на картинках эту удивительную планету с кольцами.

- Седьмая планета солнечной системы – Уран. У Урана тоже есть кольца, только они расположены по другому.

- Нептун – это ледяная планета, она насыщенного голубого цвета.

- Плутон – самая далекая и самая маленькая планета солнечной системы.

- Ребята, теперь и вы знаете, как устроен космос!

- Эх! На нашей планете живут миллионы людей, но не каждый может полететь в космос, не каждый может сходить в обсерваторию. Но как же они узнают про космос?

- Ребята, чтобы все люди узнали, как устроен космос, астрономы создают космические карты.

- А как же сделать космическую карту?

- Я вас приглашаю в мастерскую. Мы с вами как настоящие астрономы, создадим космическую карту, чтобы все, кто приходит к нам в детский сад, могли увидеть, как устроен космос!

 

- Здравствуйте!

Предположения детей.

   

- Астроном.

Предположения детей.

Проводится хоровое проговаривание.

Дети отвечают.

Дети слушают.

- Звезды такие маленькие, потому что они находятся очень далеко.

- Это большая медведица.

Предположения детей.

Предположения детей.

II. Основная часть:

  • Зрительная гимнастика

  • Элементы дыхательной гимнастики

  • Пальчиковая гимнастика

  • Анализ объекта, поэтапное выполнение рисунка

- Но сначала мы должны подготовиться. Мы сделаем гимнастику для глазок, потому что астрономы должны быть очень внимательными.

- Посмотрите на мою волшебную палочку, следите за ней глазками:

Все планеты вращаются вокруг солнца (Педагог очерчивает круг).

Некоторые планеты могут вращаться в обратную сторону.

(Педагог очерчивает круг в обратном направлении).

По небу летит комета.

(Педагог проводит палочкой вправо-влево).

И вот взлетает ракета.

(Педагог поднимает палочку вверх).

И вот садится ракета.

(Педагог опускает палочку вниз).

- Молодцы! Теперь закрыли глазки, пусть они отдохнут. Сделали глубокий вдох – выдох. Открыли глазки.

- Ребята, чтобы правильно нарисовать космическую карту, нужны не только внимательные глазки, а еще и ловкие пальчики.

Посмотрю сейчас на небо

Я в огромный телескоп

Дети смотрят через сложенные пальцы обеих рук («телескоп») правым глазом.

И увижу то, что раньше

Я увидеть бы не смог.

Смотрят через сложенные пальцы на руке, перечисляя увиденное.

Вижу звезды и планеты,

Астероиды и кометы,

Вижу спутники планет.

Загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя увиденное.

Жаль летающих тарелок

В этом телескопе нет.

Смотрят в «телескоп» сначала правым, а затем левым глазом.

- Ребята, теперь-то вы точно готовы, итак, приступим!

- Приглашаю вас в ПЕРВУЮ МАСТЕРСКУЮ. Здесь будут работать астрономы – «Синие звездочки». Где же они (педагог указывает на эмблемы детей)?

- На этом листе мы нарисуем карту. Посмотрите, какой он?

- А мы ведь знаем, что в космосе всегда темно. Что же надо сделать?

- Правильно, лист надо закрасить. А как же мастера закрасят лист?

- Мастера закрасят лист губками.

- Ребята, слегка обмакиваем губку в краску и проводим по бумаги – закрашиваем.

Педагог вместе с остальными детьми наблюдает за работой, задает вопросы:

- Что делают мастера?

- Чем мастера закрашивают бумагу?

- Каким цветом мастера закрашивают бумагу?

- А какие цвета можно увидеть в космосе?

- Космос какой?

- Космос близко или далеко? Далеко, значит космос…(какой? – далекий).

- Космос полон тайн, значит он… (какой? – таинственный).

- А тайна – это загадка. Значит космос… (какой? – загадочный).

- Космос может исполнять наши желания, он как волшебник. Значит космос… (какой? – волшебный).

- А еще космос очень необычный, он как фантастика. Значит он… (какой? – фантастический).

- Вот и готово космическое небо, но посмотрите, оно совершенно пустое, чего же не хватает?

- Правильно, в космосе очень много звезд!

- Отправляемся во ВТОРУЮ МАСТЕРСКУЮ, здесь будут работать «красные звездочки» (педагог указывает на эмблемы детей).

- Ребята, скажите, что будут делать мастера?

- Ребята, а с помощью чего мастера сделают звезды, опять нет кисточек!

- Мастера сделают звезды с помощью зубной щетки и расчески. Берем зубную щетку, набираем краску и проводим по расческе – получаются звезды.

Педагог вместе с остальными детьми наблюдает за работой, задает вопросы:

- Давайте посмотрим, что делают мастера?

- С помощью чего мастера делают звезды?

- С помощью чего ты рисуешь звезды?

- Ребята, скажите, какие бывают звезды?

- Звезды близко или далеко? Далеко, значит звезды…(какие? – далекие).

- На небе много…(каких?) – далеких звезд.

- Звезды полны тайн, значит они… (какие? – таинственные).

- На небе много… (каких?) – таинственных звезд.

- А тайна – это загадка. Значит звезды… (какие? – загадочные).

- На небе много… (каких?) – загадочных звезд.

- Звезды исполняют наши желания словно волшебники. Значит звезды… (какие? – волшебные).

- На небе много… (каких?) – волшебных звезд.

- Звезды очень необычные, они как фантастика. Значит они… (какие? – фантастические).

- На небе много… (каких?) – фантастических звезд.

- На космическом небе появились звезды. А звезды образуют узоры – созвездия. А еще в небе можно увидеть кометы.

- Отправляемся в ТРЕТЬЮ МАСТЕРСКУЮ, здесь будут работать «желтые звездочки» (педагог указывает на эмблемы детей).

- Здесь мастера будут рисовать созвездие и комету.

- Что такое созвездие?

- Какое созвездие вы можете с легкостью найти на небе?

- Сейчас мастер нарисует большую медведицу. Как вы думаете, чем мастер будет рисовать?

- Ребята, мастер будет рисовать пальчиками.

- Обмакиваем пальчик в краску и наносим на карту звезды строго по этому рисунку.

- Теперь осталось нарисовать комету. Что такое комета?

- Как же мастер нарисует комету?

- Очень просто! С помощью кляксы! Капаем краску, а теперь с помощью трубочки раздуваем.

Педагог вместе с остальными детьми наблюдает за работой, задает вопросы:

- Посмотрите, что делает первый мастер?

- С помощью чего мастер рисует созвездие?

- Что делает второй мастер?

- С помощью чего мастер рисует комету?

- На небе живет не только большая медведица, там очень много других созвездий. Давайте посчитаем: одно созвездие, два созвездия и т.д.

- В космосе тоже много разных комет. Давайте посчитаем: одна комета, две кометы и т.д.

- Молодцы, ребята! Посмотрите на космическое небо, как же красиво получилось! Мне кажется, что здесь чего-то не хватает?

- Правильно, осталось нарисовать планеты! Спешим в ЧЕТВЕРТУЮ МАСТЕРСКУЮ.

- В этой мастерской мы нарисуем солнечную систему. Что такое солнечная система?

- Как же мы будем рисовать планеты?

- Каждый будет делать свою планету. Посмотрите внимательно на картинку, которая стоит перед вами, закрасьте печать в цвет планеты. Обмакиваем планету в нужный цвет.

- Подходим к карте, я покажу, где должна быть ваша планета. Затем прижимаем печать к бумаге.

- Ребята, вспомните, кто наблюдает за планетами?

По ходу «печати», дети произносят: «В обсерватории астроном наблюдает за марсом».

Дети выполняют.

Дети выполняют.

- Лист белый.

- Надо закрасить лист!

Предположения детей.

Трое детей выполняют работу.

 - Мастера закрашивают бумагу.

- Мастера закрашивают бумагу губкой.

- Мастера закрашивают бумагу черным, синим и фиолетовым цветами. Дети перечисляют.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Предположения детей.

- Мастера будут делать звезды.

Предположения детей.

Дети («мастера») выполняют задание, остальные внимательно смотрят.

- Мастера рисуют звезды.

- Мастера делают звезды с помощью зубной щетки и расчески.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

- Созвездие – узор из звезд.

- Белая медведица.

Предположения детей.

Ребенок выполняет задание.

- Комета – это звезда с хвостом, она движется.

Предположения детей.

Ребенок выполняет.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети выполняют.

Дети выполняют.

Варианты детей.

- Это планеты, которые вращаются около солнца.

- Мы будем делать печати.

Дети выполняют.

 - Астроном.

Дети выполняют

III. Заключительная часть:

  • Подведение итогов (заключительная беседа)

- Ребята, вот мы и нарисовали карту, давайте полюбуемся.

- Наша космическая карта (какая?)…

- Зачем мы рисовали космическую карту?

- Правильно, ребята! Вы сегодня тоже познакомились с космосом. Где же вы побывали?

- Кто работает в обсерватории?

- Сегодня и вы побывали астрономами. А астрономы знают много «космических» слов. Вспомните их.

- Что было сложного в работе астронома?

- Что интересного?

Дети перечисляют: загадочная, волшебная, фантастическая и т.д.

- Мы рисовали космическую карту для того, чтобы наши родители тоже узнали про космос.

- Мы побывали в обсерватории.

- В обсерватории работают астрономы.

Дети называют.

Дети отвечают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Гжельская роспись"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе декоративного рисования происходит развитие словаря дете...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Городской транспорт"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе предметного рисования происходит развитие словаря детей ...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Этажи леса"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по...

Консультация для родителей. "Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности".

Консультация для родителей.Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессеизобразительной деятельности....

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

Конспект интегрированного коррекционного занятия для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Мы раскрасим этот мир».

занятие  составлено воспитателем и специалистами ДОУ для специализированных групп. Содержит элемены РПО...