Усвоение языка детьми. Доречевой этап.
статья по логопедии на тему

Башенькина Галина Владимировна

Описание доречевого этапа усвоения речи детьми. Симптомы задержки речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorechevoy_etap.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                д/с № 5 комбинированного вида Красногвардейского района

Усвоение языка детьми.

Доречевой этап.

(для родительского собрания)

                                                                   Составила и провела:

                                                            учитель-логопед

                                                             Башенькина Г.В.    

Санкт- Петербург

2013

Овладение речью – это средство стать полноценным членом человеческого коллектива. Доречевой (довербальный) этап овладения речью соответствует первому году жизни. Ребёнок не говорит, но понимает. Способность к восприятию речи опережает способность говорить.

Диалог «мать – ребёнок» начинается с первых дней. Это есть мудрость природы, инстинкт, который заставляет мать правильно себя вести. Сначала ребёнок пассивен, но постепенно реагирует на общий поток речи. Начинает отличать звуки человеческого голоса от других звуков. Сам издаёт звуки – вокализации.

В гулении – 1,5 - 5 месяцев ребёнок приобретает звуки, похожие на будущие гласные. Гуление отмечается и у глухих, что говорит о врождённости.

К 5 месяцам появляются слоги (согласный + гласный). Взрослый подхватывает и приспосабливает лепет к восприятию и воспроизведению звуков родного языка. В этот период проскакивают звуки позднего онтогенеза (ш), (р). Потом как бы забываются. По лепету можно различить, к какому языку ребёнок готовится. Во втором периоде лепета появляются сложные образования – псевдослова с ударением на первом слоге: «ба-ба», «ма-ма». Настоящие слова появляются позже, когда закрепится звучание и значение.

В это время появляется мимика. Вначале объектом восприятия является ни одно слово, а всё высказывание взрослого. Велик соблазн решить, что ребёнок реагирует на всю ситуацию в целом. Огромную роль играет интонация.

Все взрослые сильно интонируют. Ребёнок на вопрос «Где носик?» хватается за носик. Слышит не слово, а интонацию.

Только к году слово становится самостоятельным сигналом. Между ребёнком и взрослым устанавливается договорённость, что обозначает каждый жест. Именно в это время появляются ритуалы: « Ладушки», « Гули- гули». Появляется «словарь нянь»: «би-би», «ав-ав» и т.п. В некоторых семьях придерживаются этого словаря, в других отвергают. Но надо помнить, что эти слова помогают ребёнку перейти к речи, т. к. малыш включается в коммуникацию. Эти слова усваиваются легче потому, что состоят из простых звуков. Они являются мотивированными. Это слова-требования (опорное слово «Дай»), либо « застывшие» фразы.

Каковы симптомы задержки речевого развития?

1.        Отсутствие глаголов. Для появления первых фраз должны быть глаголы. Не правы те родители, которые считают, что если в речи достаточно существительных, речевое развитие соответствует возрасту.

2.        Отсутствие звуки раннего онтогенеза: губные, зубные, губно-зубные.  

3.        Отсутствие жестов. Должен быть жестовый «язык» как сообщения.      

4.        Бедность эмоционально-волевой сферы .                                                    

5.        Дефицит непроизвольного внимания.                                                          

6.        Малый словарный запас. Если ребёнок после усвоения 50-70 слов не строит фраз – патология.                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку на раннем этапе

Как помочь ребенку освоить иностранный язык, если он толком еще не умеет общаться со сверстниками на родном языке?! Все больше родителей отдают предпочтение раннему развитию ребенка и изучение иностра...

Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР

подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться ...

Особенности усвоения языковых средств русского языка детьми-билингвами

Внимание лингвистов к проблематике двуязычия и многоязычия в разных проявлениях наблюдается как в отечественной, так и зарубежной литературе. Двуязычие становится одним из наиболее популярных и широко...

Использование песенного материала как средства повышения эффективности урока английского языка на раннем этапе обучения.

Использование песенного материала как средства повышения эффективности урока английского языка на раннем этапе обучения.В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится ...

Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"

Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи...

«Особенности усвоения лексико- семантических закономерностей языка детьми с ТНР»

консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тнр...