Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
рабочая программа по логопедии по теме

Теленченко Татьяна Анатольевна

Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopunkt_telenchenko_14-15.docx259.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

 Рассмотрено на заседании                                                                                         Утверждаю:

      педагогического совета и                                                                      Заведующий МАДОУ

      введено в работу                                                                      Центр развития ребенка

      «_____» ____________2014 г.                                                        Детский сад №7 «Сказка»                                      

      Протокол № 1                                                                                 _________ Веревкина Л.В.

                                                                                                      «_____» __________2014 г. 

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях

 логопедического пункта ДОУ

F:\Мои рисунки\серии картинок\katalog.gif

                               

 Составитель:

                                                                      учитель-логопед  Теленченко ТА. Срок реализации – 2 года.

Возраст детей – 5-7 лет.

г. Троицк  г. Москва

2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3-5
  2. Система коррекционной работы в ДОУ………………………………………6
  3. Характеристика особенностей речевого развития детей с ФН, ФФНР, ОНР………………………………………........................................................7-8
  4. Планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни…………………......9
  5. Индивидуальный план коррекционной работы. ………………………..10-11
  6. Содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР,

ОНР (3-4 ур.) у детей 6-го года жизни…………………………………..12-15

  1. Содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР,

ОНР (3-4 ур.) у детей 7-го года жизни………………………………….16-23

  1. Литература…………………………………………………………………...24

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Организация логопедической помощи на логопункте имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу.

В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте детского сада. Данные причины обусловливают необходимость составления адаптированной рабочей программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации; заложит основу успешности его социализации при обучении в массовой школе и в окружающем мире.

Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.)
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

Содержание коррекционного процесса  Рабочей программы разработано на основе  следующих программ и методических разработок:  

  • Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С.,  Васильевой М.А.
  • Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
  •  Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Ткаченко Т.А. М.
  • Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Гомзяк О.С.
  •  Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.  Нищева Н.В.
  • Фронтальные логопедические занятия. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

В данной программе учитывались  следующие дидактические принципы:

  • переход от простого к сложному;
  • системность и концентричность при изучении материала;
  • учёт ведущей деятельности возраста – игры, 
  • принцип дифференцированного подхода;
  • онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью  развития речи в онтогенезе).

Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, совершенствование коммуникативной компетенции дошкольников.

 В  процессе  коррекционно-логопедической работы с  детьми-логопатами  решаются следующие  задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение  речевых  нарушений;
  • совершенствование понимания  речи;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие  навыков   фонематического  анализа  и  синтеза;
  • формирование лексико-грамматических представлений;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение  элементарными навыками   письма  и   чтения;
  • формирование самостоятельной связной речи (диалогической и монологической речи);
  • развитие коммуникативной функции.

Условия эффективного решения задач

  1. Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями и родителями детей.
  2. Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.
  3. Четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.
  4. Отслеживание динамики речевого и общего развития детей.
  5. Выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений.
  6. Разноуровневый подход в работе с детьми на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
  7. Усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами.
  8. Решение целого комплекса задач на материале лексических тем (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).
  9. Использование инновационных педагогических технологий в коррекционной работе с дошкольниками: ИКТ,  проектный метод, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и др.  

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы    позволяет  осуществлять  логопедическую   помощь детям 5 – 7 лет с фонетическим нарушением речи (ФН), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), общим недоразвитием речи 3-4 уровня (ОНР 3-4 ур.)  в условиях логопункта ДОУ и рассчитана:

  • для детей с ФН – на 6 месяцев;
  • для детей с ФФНР – на 1 год;
  • для детей с ОНР (3-4 ур.) – на 2   учебных  года.

Форма организации занятий

– подгрупповая  (4-7 человек в подгруппе)

– в минигруппах (2-3 человека)

– индивидуальная

Периодичность подгрупповых занятий – 1- 2 раза в неделю, индивидуальных занятий и в минигруппах – 2-3 раза в неделю.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий в ДОУ и опыт функционирования дошкольных логопедических пунктов, в программе уменьшено количество подгрупповых занятий и увеличено время на индивидуальную работу. В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни - 25 минут, с детьми 7-го года жизни - 30 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий и занятий в минигруппах – 15-20 минут.

В начале, середине и в конце учебного года проводится мониторинг речевого развития воспитанников (Приложение 1). Результаты   мониторинга   обрабатываются  и  заносятся  в диагностическую таблицу  с   помощью  следующих  показателей:

1 балл            - большинство компонентов недостаточно развиты;  

2 балла          - отдельные компоненты не развиты;

3 балла          - соответствует возрасту;  

4 балла          - высокий уровень.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Порядок постановки и изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда с учетом индивидуальных возможностей и особенностями речевых нарушений дошкольников.


Система коррекционно-логопедической работы в ДОУ


Характеристика речи детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к звуковому анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Характеристика речи детей

с общим недоразвитие речи (III-IV ур.)

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризует системное нарушение речи  при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

Для детей с ОНР (3-4 ур.) характерно нарушение всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Наблюдается снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, зрительной памяти. Для них характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает пространственная и зрительная ориентация особо затрудняются при словесной инструкции. У таких детей плохо развиты мыслительные операции связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение.), что приводит к снижению познавательной активности.

Общее недоразвитие речи часто сопровождается неречевой симптоматикой, выражающейся в нарушениях психических процессов и функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, а также в моторной недостаточности, поэтому коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей.

Общая характеристика нарушений звукопроизношения

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д, н).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
- отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: "коова" (корова);
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: "колова" (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Подобные нарушения называются фонетическими

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л). Подобные нарушения называются фонематическими, так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как "лак", рожки - как "ложки".

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака - "тобака", зайка - "дайка", цапля- "тапля"), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.


Планирование занятий с детьми 6-го года жизни

(ФФНР, ОНР (III -IVур.))

2 периода обучения

 

Период

Кол-во занятий

Тематика занятий

Всего занятий

Примечание

I период

2 половина сентября - декабрь

1 занятие в неделю

фонетическое + лексико-грамматическое

14 занятий

1 занятие в месяц – связная речь

II период

2 половина января - май

1 занятие в неделю

фонетическое + лексико-грамматическое

19 занятий

1 занятие в месяц – связная речь

С 1 июня  – повторение пройденного материала на индивидуальных занятиях

Планирование занятий с детьми 7-го года жизни

(ФФНР, ОНР (III -IVур.))

2 периода обучения

Период

Кол-во занятий

Тематика занятий

Всего занятий

Примечание

I период

2 половина сентября - декабрь

1 занятие в неделю

фонетическое + лексико-грамматическое + подготовка к обучению грамоте

14 занятий

1 занятие в месяц – связная речь

II период

2 половина января - май

1 занятие в неделю

фонетическое + лексико-грамматическое + подготовка к обучению грамоте,

связная речь

19 занятий

1 занятие в месяц – связная речь

С 1 июня  – повторение пройденного материала на индивидуальных занятиях

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Работа по коррекции звукопроизношения с дошкольниками с ФН, ФФНР, ОНР (3-4 ур.) начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно индивидуально и в минигруппах (2-3чел.). Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)        вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)        развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в)        формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)        в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д)        укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а)        устранение дефектного звукопроизношения;

б)        развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;

в)        формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С', 3', шипящий Ш, сонор Л, шипящий Ж, соноры Р, Р', шипящие Ч, Щ . (способ постановки смешанный). В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников последовательность постановки звуков может меняться по усмотрению логопеда.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипяших: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок "Погреем руки";

для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка "Накажем язык".

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по

мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а)        С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

Данная последовательность определена естественным (физиоло- гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.

б)        Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;

в)        Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

  1. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

  1. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

  1. Дифференциация звуков:

С-3, С-Ц, С-Ш;

Ж-3, Ж-Ш;

Ч-С , Ч-Т', Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;

Л'-Й, Л-Л', Р-Л, Р-Р', Р'-Л';

  1. Автоматизация звуков в спонтанной речи  диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
  3. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

Содержание коррекционного процесса 

по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4 ур.)

у детей 6-го года жизни.

Периоды

Звуковая  сторона  речи

Лексико-грамматическая сторона речи,

связная речь

Произношение

Фонематическое восприятие

I период

Вторая половина сентября - декабрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к]-[к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

     • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный Определение наличия звука в слове.

Практическое знакомство с понятиями "твердый — мягкий звук».

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

•дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительным

II период

Вторая половина января - май

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’] и др.

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах, в собственной речи.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

     • по твердости — мягкости  [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями  “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

      • анализ

предложения с постепенным увеличением количества слов.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове

Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

• составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Содержание коррекционного процесса

по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4 ур.)

у детей 7-го года жизни

Период

Звуковая  сторона  речи

Лексико-грамматическая сторона речи

Связная речь

Формирование элементарных навыков письма и чтения

Произношение

Фонематичес

кое восприятие

I период

Вторая половина сентября – декабрь

Индивидуальные занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], т], [д], [д’], [б], [б’] [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л’], [ш], [ж], , [р], [р’] и др.

в соответствии с индивидуальными планами и планами подгрупповых занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. (строительство, космонавт и др.).

3. Формирование грамматически правильной речи.

4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

Подгрупповые занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].

2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]

в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].

4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)

в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та.

Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п.

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.

1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).

2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).

3. Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов:

(кто? что делает? делает что?); составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текстов наизусть.

1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез обратных слогов, например “aт”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”. Выделение первого согласного в слове.

Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.

Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Анализ и синтез слогов (“та”, “ми”) и слов: “суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).

2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с б, в, д, г, ш

на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “am”, “ит”.

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву.

Преобразовывание слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”.

Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”.

II период

Вторая половина января-май

Индивидуальные занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков:   [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [щ] в соответствии с индивидуальными планами и планами подгрупповых занятий.

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков

3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Подгрупповые занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’]. [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],

[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж]  — [з] — [ш] [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с],

 (без проговаривания).

3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].

4. Усвоение слов сложного слогового состава, многосложных (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи

5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры, сложного звуко-слогового состава

 

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек).

Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).

2. Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник). Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).

. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).

Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).

Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).

Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).

3. Предложения

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед,

из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...). 

Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под) стола.

Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

4. Связная речь

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1.Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.).

2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв э,  е, л, ж, ё, р, и. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”.

3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.

4. Звуки и буквы

Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”.

5. Слово

Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка).

Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: “ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.

6. Предложение

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.

7. Чтение

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой).

Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.

Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

8. Правописание

Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.

Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).

Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок).

Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.

Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”, “жи”.

Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.

Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.

Умение выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”.

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

3. Предложение

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб).

4. Чтение

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

                Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

  чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий    

  звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении

  стихов.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой –М., Мозаика-синтез, 2011г.
  2. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
  3. Воспитание и обучение дошкольников с общим недоразвитием речи.  Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова
  4. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С.Гомзяк  - М., Гном и Д, 2010г.
  5. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Т.А.Ткаченко –М.,  Гном и Д, 2002г.
  6. Развитие связной речи детей 5-7 лет.  Е.А.Лапп – М., Сфера, 2006г.
  7. Фронтальные логопедические занятия. В.В Коноваленко., С.В Коноваленко – М, Гном и Д, 2001г.
  8. Развитие связной речи.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко – М., Гном и Д 2001г.
  9. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.  Н.В. Нищева – СПб. Детство-пресс,  2001 г.
  10. Развитие речи.  Л.Е. Кыласова – Волгоград, Учитель, 2011г.
  11. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб. Детство-пресс, 2001. З.Е.Агранович
  12.  Индивидуальные логопедические занятия (в соответствии с ФГТ). Старший дошкольный возраст. О.В.Тырышкина
  13.  Логопедия. М.: Просвещение, Владос, 1995. Волкова Л.С. и др.

                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»

Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» Рассчитана на воспитанников 6-го и 7-го года жизни.

В программе отражены возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта. Сформулированы целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной   области «Речевое развитие»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ. Расчитана на воспитанников 5-7 года жизни

В  филиале №2  «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта. В современной практике раб...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Презентация "Развитие образной речи дошкольников в условиях логопедического пункта"

При работе над образностью речи в период автоматизации звуков, используются упражнения и задания, которые  знакомят детей с многозначностью слов, их переносным значением, с поэтическими метафорам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи в условиях логопедического пункта

Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы. В ...

«Коррекция речевого развития дошкольников в условия логопедического пункта с применением здоровьесберегающих технологий»

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, различны...