Алгоритм составления программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.
рабочая программа по логопедии на тему

Шмидт Елена Владимировна

Новые изменения в системе ДО повлекло и принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которая определяет,  какой должна быть программа ДОУ, какие условия нужны для её реализации.

В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив ДОУ создаёт модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы, и приёмы работы с дошкольниками.

В этих условиях возрастает роль и значение планирующей функции  в системе ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живём в эпоху перемен. Глобальные изменения происходят в системе дошкольного образования. Прежде всего,  они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12. «Об образовании в РФ» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ.

Новые изменения в системе ДО повлекло и принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которая определяет,  какой должна быть программа ДОУ, какие условия нужны для её реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив ДОУ создаёт модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы, и приёмы работы с дошкольниками. В этих условиях возрастает роль и значение планирующей функции  в системе ДО.  В Федеральном законе «Об образовании В РФ» установлено , что содержание образования и направленность определяется самим ОУ, основой является основная образовательная программа ( 60 %). В ней даются рекомендации методического характера, а т.ж. дополнительных программ, технологий (40%).

Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ должно быть адаптировано к условиям конкретной группы и отражать возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Это именно такой документ, который будучи единым, учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника. Она разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения и выбранных или разработанных  самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, форм организации образовательной работы с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечение качества образования, создание условий для практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечение индивидуального развития детей, раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

        В группах коррекционной направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен  механизм адаптации программы для детей с нарушениями речи и осуществление квалифицированной коррекции нарушений.

ЦЕЛЬ рабочей программы – планирование, организация и управление  образовательно-воспитательным  процессом.

ЗАДАЧИ программы – определение содержания, объёма, методических подходов, порядка изучения тем, с учётом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

  1. Нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полноту усвоения материала).
  2. Информационную (позволяет получить представления о содержании, целях, последовательности изучения материала, направлениях работы).
  3. Методическую (определяет используемые методы и приёмы, образовательные технологии).
  4. Организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей).
  5. Планирующую (ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования).

Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия:

  • Составить перечень изучаемых тем, понятий, в рамках образовательной области. Направления работы, не превышая при этом допустимые нагрузки рекомендуемые СанПиНом;
  • Раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных государственном образовательном стандарте ДО и примерной программе, в той степени, которая отвечает реальным условиям;
  • Устанавливать последовательность изучения материала, с учетом структуры  используемого учебно - методического комплекта;
  • Корректировать объём учебного времени отводимого на изучение отдельных тем, разделов программы исходя из дидактической значимости, степени сложности материала усвоения его воспитанниками, с учётом материально-технической базы.
  • Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.

В основу разработки рабочей программы учителя-логопеда ДОУ в условиях логопункта положены методические разработки по проектированию рабочей программы (слайд № 2), традиционные и парциальные программы (слайд № 3), перспективное планирование по всем возрастам (слайд № 4), диагностический инструментарий (слайд №5).

Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист (на титульном листе указываются полное наименование образовательного учреждения, грифы рассмотрения (слайд №6), название программы, составители, год составления программы (слайд №7);

Вся структура рабочей программы обозначена на слайде №8

  1. Пояснительная записка (в пояснительной записке обосновывается актуальность программы, описываются теоретические основы содержания, указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности ОУ, особенности региона, указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДУ, определяются условия необходимые для реализации программы, раскрываются особенности организации педагогического процесса, размещается информация об используемых образовательных технологиях, указывается срок реализации программы, описывается инструментарий определения эффективности освоения программы детьми).

  1. Проектировочно-аналитическая деятельность (представлена диагностическим инструментарием для проведения различных видов диагностики, включает в себя расписание работы логопеда, график работы, творческий годовой план учителя – логопеда);

  1. Коррекционно-развивающая деятельность

  • Представлена направлениями коррекционно-развивающая деятельности учителя-логопеда в логопункте, перспективным планированием логопедической работы по преодолению ФФНР у детей, пояснительная записка, характеристика речи детей с ФФНР, обучение на занятиях, наполняемость групп, периодичность занятий для детей с ФФНР, количественный перспективный план работы, перспективный план для детей старшего и подготовительного возраста, календарный план проведения подгрупповых занятий для детей старшего и  подготовительного возраста, перспективное планирование по всем основным группам звукам, структура индивидуального логопедического занятия, планом индивидуальной логопедической работы для детей с особыми образовательными потребностями). Слайд №9

  • Перспективное планирование по преодолению ОНР у детей (пояснительная записка, характеристика детей с I, II, III уровнем ОНР, организация коррекционно-развивающей работы для детей с  I, II, III уровнем ОНР, примерное тематическое планирование для всех возрастов, перспективное планирование для всех возрастов, календарное планирование по возрастам, календарное планирование по лексике, грамматике, связной речи, произношению. Слайд №10

  1. Консультативно-методическая деятельность (включает в себя систему взаимодействия с семьями воспитанников, по реализации задач коррекционной программы, этапы работы с родителями воспитанников, перспективный план работы, план взаимодействия специалистов, координационный план деятельности всех специалистов ДОУ, еженедельные задания для воспитателей по всем возрастам, план работы учителя-логопеда по самообразованию). Слайд № 11

 В программу входит список литературы и тезаурус. Приложение представлено методикой поведения диагностики, паспортом логопедического кабинета (отдельная папка), конспектами занятий (отдельная папка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")

Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие на Далёкую планету»Цель: развитие познавательного интереса у детей и включен...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители».

Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Мы уже не зрители, мы сейчас строители»....

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных технологий по теме: «Посуда»

Конспект  совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНРс использованием современных компьютерных технологийпо теме: «Посуда»Коррекционн...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по  теме: «Обувь» Ко...