коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пинькова Анна Владимировна

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, как одного из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  Может быть использована как самостоятельная, так и часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рецензент Боженова С.В. к.п.н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_pinkova1.docx57.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 14

структурное подразделение детский сад № 18 "Радуга"

Коррекционно - развивающая программа

по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

«Веселый карандаш»

 

                                           

Автор: учитель-логопед 

Пинькова А. В.

                                                   

г.о. Жигулёвск 2014 г.

Содержание:

  1. Теоретическое обоснование программы
  2. Пояснительная записка
  3. Основные направления работы, направленные на развитие

 мелкой моторики

  1. Список используемой литературы
  2. Приложение.

Теоретическое обоснование программы.

 Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 Рядом исследователей доказано, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей.

Влияния мелкой моторики на развитие речи изучалось во многих странах: Японии, Китае, России. В России этим вопросом занимались:  Л.З.Арутюнян, 1993; Р.Д.Бабенкова, 1963; Л.И.Белякова,1985; В.В.Воронкова, 1994; Ю.Ф.Гаркуша, 1990; В.А.Гринер 1958; И.А.Грошенков 1982, 2001; М.М.Кольцова, 1972, 1979; И.Ю.Левченко, 2001; В.И.Лубовский, 1955; Е.М.Мастюкова,1992; Е.В.Оганесян, 1984 и др..

М.М. Кольцова пришла к заключению, что   «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. Она доказала, что проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Автор  подчеркивает, что развитие мелкой моторики  наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Отечественные исследователи обращают внимание на педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей.  Л.С. Выготский, отмечал значимость развития мелкой моторики у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, так как мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Она дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. 

 В своих исследованиях  И.П.Павлов, А.Р. Лурия отмечали тесную взаимосвязь  становления речи и развития тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Е.М. Мастюкова  и Т.Б.Филичева практикой подтвердили, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР.

В целом все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что при наличии у ребенка каких-либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать и, наоборот, аномальное развитие двигательной сферы оказывает отрицательное влияние на состояние речи. Поэтому проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с  нормой и с различными речевыми нарушениями не теряет своей актуальности и по сей день.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению нарушений и коррекции слабых мышц мелкой моторики. Такую работу следует начинать как можно раньше.     

Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается общее число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Нарушения речи дошкольников являются  очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма, микро - и макрографии. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков.

При этом, как показывает логопедическая практика, чаще всего в детских садах логопеды включают в свои занятия только элементы пальчиковой гимнастики, что  является односторонним решением проблемы и не позволяет эффективно развивать все параметры мелкой моторики в их взаимосвязи с речью.

В связи с этим возникла необходимость создания программы, позволяющей в комплексе работать как над развитием мелкой моторики, связной речи, лексико-грамматического строя, формированием правильного звукопроизношения так и психических процессов.

Выполняя графические упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, что не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает руку к письму. Кисти рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Работа по формированию графомоторных навыков развивает у детей ориентировку на листе, хороший нажим, «уверенные» линии, облегчает усвоение дошкольной программы. Все это является предпосылками для успешного освоения школьной программы.

При выполнении заданий типа «лабиринты», «отраженное изображение» и т.п., у детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас.

Благодаря использованию пальчиковой гимнастики, разучиванию художественного слова, составлению коротких рассказов по нарисованным картинкам дети становятся более общительными, а речь  эмоциональной и выразительной.

Таким образом, задания и игры с пальчиками положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, развивают речевые и коммуникативные навыки, готовят дошкольника к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков как средство коррекции недоразвития речи.

Задачи:

  • совершенствовать ручную умелость через выполнение практических заданий: рисование прямых и косых линии, различных фигур по точкам и без них;
  • стимулировать речевую активность детей в процессе развития мелкой моторики;
  • стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече-двигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);
  • стимулировать мыслительные операции в процессе выполнения заданий;
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;
  • воспитывать интерес к процессу выполнения задания;
  • формировать умение концентрироваться на задании и управлять своими эмоциями;
  • формировать умение оценивать свой результат сопоставляя его с заданием.

При составлении программы были учтены следующие принципы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Определение методов и приемов коррекции с учетом диагностических данных. 
  • Принцип комплексности. Коррекционная работа предполагает не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
  • Принцип последовательности и системности подачи материала. Так как двигательный акт обеспечивается работой сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поломка одного из компонентов нарушает функцию всей системы. В связи с этим развитие мелкой моторики предполагает воздействие на все ее компоненты. Согласно принципу системности, все направления работы (а именно формирование статической и динамической координации, переключаемости, одновременности, отчетливости движений, зрительно-пространственной организации движений, тактильных и графических навыков) должны реализовываться во взаимосвязи.
  • Принцип доступности заданий. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. При подборе

заданий учитывается уровень развития психических процессов.

  • Соблюдение интересов ребёнка Принцип определяет позицию специалиста,  который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
  • Вариативность.  Разнообразие подобранных заданий.

В процессе развития мелкой моторики дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, стихи, беседа)

-наглядный (показ  действий, демонстрация картинок, использование интерактивной доски)

- практический  (пальчиковые игры, графические задания)

Использование различных методов на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, сформировать новые пути взаимодействия.

Для повышения познавательной активности  ребёнка на занятиях предлагается  репродуктивный, проблемный, частично – поисковый методы. Предполагается ряд заданий, в которых ведущую роль выполняет ребёнок. Эти методы требуют самостоятельной работы  и формирование адекватной самооценки.

Комплекс серийных упражнений направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений  и подготовку руки к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к школе.

Основные направления работы, направленные на развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  • Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно,  не выходя за контур.
  • Обведение контура по пунктирными линиями.
  • Дорисовывание и копирование рисунков.
  • Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места
  • Рисование по точкам в цифровом или алфавитном порядке.
  • Рисование или раскрашивание двумя руками, поочередно и одновременно.
  • Пластилинография в сочетание с крупотеропией
  • Наложенные силуэты (контуры предметов и животных наложенных друг на друга)
  • Рисование в воздухе
  • Симметричные рисунки
  • Зашумленные картинки
  • Графический диктант
  • Рисование по клеткам
  • Лабиринт.

Особенности освоения программы.

Программа предназначена для детей с ОВЗ 6 - 7 лет. Работа по программе предполагает проведение диагностики в начале и конце года. Предложенная  диагностика (приложение 1) представляет собой совокупность различных методик, собранных авторами по этой проблеме.

Рекомендованные задания  включены в структуру занятий по развитию речи, а так же могут использоваться и воспитателями на занятиях по формированию элементарных математических представлений  (по10-15 минут) или как самостоятельные  занятия (приложение 2). Все упражнения сгруппированы по лексическим темам, что позволяет закрепить ранее полученные знания.

Так на занятиях по обучению грамоте дети закрепляют графическое изображение буквы через практические упражнения: штриховка буквы, прописывание элементов буквы, дописывание буквы, рисование по точкам, выкладывание букв крупой и бусинками на дощечках из пластилина, графические диктанты.

На занятиях по формированию  лексико -  грамматического строя речи закрепляется  словарь по лексической теме и умение согласовывать слова в роде, числе и падеже через практические упражнения: лабиринты, рисуем по точкам в цифровом или алфавитном порядке, предметные графические диктанты.

На занятиях по формированию связной речи дети закрепляют умение составлять предложения различной конструкции, короткие рассказы через практические упражнения: рисование по пунктирным линиям и точкам, закрашивание в различных направлениях по образцу, рисование отраженного изображения по клеточкам.

Каждое занятие включает в себя  пальчиковую гимнастику (приложение 3) и художественное слово: короткие стишки, потешки, скороговорки, пословицы по определенной лексической теме. Что дает возможность использовать данную программу в НОД воспитателям, логопедам и другим специалистам детского сада.

Примерный тематический план.

Недели

Лексические темы недели

Развитие мелкой моторики

Формирование графомоторных навыков

Сентябрь

1-2

Диагностика

Приложение 1

Приложение1

3

«Что нам осень подарила?»

«Хозяйка однажды с базара пришла»

1. Буква А(пластинография- крупотерапия, графический диктант 1)

2. «Фруктовый салат?» (наложенные силуэты, закрашивание)

3. «В саду» (Обведение контура по пунктирным линиям)

4

«Деревья и кустарники»

«Осенние листочки»

1. Буква У (выкладывание из палочек, графический диктант 2)

2. «Опавшие листочки» (наложенные силуэты, штриховка)

3. «Осенний лес» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание )

Октябрь

1

«Дикие животные»

«Мишки»

1. Буква И (штриховка, графический диктант 3)

2. «Лесные жители» (наложенные силуэты, закрашивание)

3. «На лесной опушке» (рисование с использованием трафаретов, раскрашивание)

2

«Домашние животные»

«Бурёнушка»

1. Буква П (штриховка, графический диктант 4)

2. «Домашние любимцы» (рисование по клеткам - собака)

3. «На ферме» (обведение контура по пунктирным линиям, Дорисовывание)

3

«Птицы»

«Стайка»

1. Буква Т (пластинография, графический диктант 5)

2. «Улетают гуси»(лабиринт, разукрашивание птиц)

3. «Покорми птиц» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

4

«Как звери к зиме готовятся»

«Есть у каждого свой дом»

1. Буква К (дописывание букв, графический диктант6)

2. «Чей дом» (лабиринт, раскрашивание)

3. «Волшебные превращения» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание)

Ноябрь

1

«Родные люди»

«Кто приехал»,

«Семья»

1. Буква О (пластинография-крупотерапия, графический диктант 7)

2. «Портрет» (дорисовывание)

3. «Моя семья» (рисование с использованием трафаретов, дорисовывание и раскрашивание)

2

«Домик, дом, домище»

«Наша квартира»,

«Дом и ворота»

1. Буква Х (пластинография, графический диктант 8)

2. «Дом в котором я живу» (симметричные рисунки)

3. «Улица нашего города» (рисование по точкам, дорисовывание)

3

«И без них ни как нельзя»

«Помощники»,

«Посуда»

1. Буква Ы (штриховка, графический диктант 9)

2. «Наши помощники» (наложенные силуэты)

3. «В гостях у Федоры» (обведение контура по пунктирным линиям, симметричное рисование)

4

«Мир праздников»

«Маленькая учительница»

1. Буква М (штриховка, графический диктант 10)

2. «В магазине» (дорисовывание элементов, штриховка в разных направлениях)

3. «Праздник» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)


Декабрь

11

«Снег - снежок»

«Снежок»

 

1. Буква С (штриховка, графический диктант 11)

2. «Снежинка» (симметричное рисование)

3. «Зимний пейзаж» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание)

22

«Спит природа или дремлет»

«Кто спит зимой»

1. Буква Н ( пластинография, графический диктант 12)

2. «Животные»

( наложенные силуэты )

3. «Зимующие птицы» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

33

«Зима- зимние забавы»

«Мы во двор пошли гулять»

1. Буква З (крупотеропия, графический диктант 13)

2. «Коллаж «Зимние забавы»» (Силуэтное вырезание  )

3. «Мой двор зимой» (Обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание)

44

«Новый год»

«На ёлке»

1. Буква Б  (штриховка, графический диктант 14)

2. «Елочка»

(рисование двумя руками одновременно, штриховка)

3. «Новый год»

(обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание, симметричное рисование)

Январь

12

«Животные севера»

«Мальчик-с-пальчик, где ты был?»

1. Буква В (крупотеропия, графический диктант 15)

2. «Олень» (рисование по клеточкам)

3. «На северном полюсе» (Обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

33

«Животные юга»

«Животные жарких стран»

1. Буква Д (штриховка, графический диктант 16)

2. «Жираф» (рисование по клеточкам)

3. «В Африке» (Рисование одной линией, раскрашивание)

44

«Зоопарк»

«Где обедал воробей»

1. Буква Э (штриховка, графический диктант 17)

2. «Медведь» (рисуем по клеткам)

3. «В зоопарке» (рисование с использованием  шаблонов, дорисовывание)

Февраль

11

«Россия –Родина моя»

«Здравствуй»

1. Буква Г (штриховка, графический диктант 18)

2. «Кремлевская стена» (графический диктант)

3. «Родина» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

22

«Мой любимый город»

«Город, в котором мы живем»

1. Буква Л( штриховка, графический диктант 19)

2. «Кто где живет?» (лабиринт)

3. «Мой любимый город» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание (симметричное рисование), раскрашивание)

33

«На страже Родины»

«Бойцы-молодцы» 

1. Буква Ш (дописывание букв, графический диктант 20)

2. «Военная техника» (рисование по точкам)

3. «23 февраля» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

44

«Все работы хороши»

«Что принёс нам почтальон?»

1. Буква Р (пластинография, графический диктант 21)

2. «Инструменты» (Наложенные силуэты)

3. «Все работы хороши» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

Март

11

«Мамин день -8 марта»

«Мама», «Мамочка»

1. Буква Ж (дописывание букв, графический диктант 22)

2. «Цветок для мамы» (рисование по клеткам)

3. «Праздник мам» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание, раскрашивание)

22

«Народные умельцы»

«Игрушки», «Картина»

1. Буква Ц (штриховка, графический диктант 23)

2.  «Народная игрушка» (разукрашивание силуэтов )

3. «Народный орнамент» (обведение контура по пунктирным линиям, раскрашивание)

33

«Русский кафтан, да русский сарафан»

«Не плачь, куколка моя», «Аленка»

1. Буква Ч (штриховка, графический диктант 24)

2. « Русский кафтан, да русский сарафан » (раскраска),

3. «Хоровод» (вырезывание из листа сложенного гармошкой, раскрашивание)

44

«Льется песня на просторе»

 «Оркестр»

1. Буква Ф (дописывание букв, графический диктант 25)

2. «Музыкальные инструменты» (рисуем по точкам)

3. «Маски: рисование эмоций» (обведение контура, дорисовывание, раскрашивание)

Апрель

11

«Весна зовет в дорогу»

«Весна»,

«Наши алые цветы»

1. Буква Й (пластинография. графический диктант 26)

2. «Путешествие с пчелами» (лабиринт, раскрашивание цветов)

3. «На лугу» (Обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание, раскрашивание)

22

«Воздушный транспорт»

«Вертолет», «Самолет»

1. Буква Я (нахождение спрятанных букв, графический диктант 27)

2. «Отправляемся в полет»

(рисование линий в  разных направлениях)

3. «Воздушные приключения» (обведение контура по пунктирным линиям, дорисовывание)

33

«Наземный и подземный транспорт»

«Транспорт»

1. Буква Ю (крупотеропия. графический диктант 28)

2. «Гонки» (лабиринт)

3. «Турист шагает по дороге» (проведение линий в заданном направлении)

44

«Водный транспорт»

«Лодочка»

1. Буква Е, Ё (штриховка, графический диктант 29)

2. «Корабль»(рисуем по клеткам, штриховка)

3. «Морские приключения» (рисование по пунктирным линиям, дорисовывание)

Май

11

«Насекомые»

«Червячок»

1. Буква Щ (штриховка, графический диктант 30)

2. «Насекомые» (наложенные силуэты)

3. «Волшебный мир» (рисование с использованием  шаблонов, дорисовывание, раскрашивание)

22

«Мир растений»

«Цветок на поляне»

1.Буква Ь, Ъ (штриховка, графический диктант 31)

2. «Мишкины ягоды» (дорисовывание картинок)

3. « Волшебный мир» (продолжение)

33- 4

Диагностика

Приложение 1

Ожидаемый результат:

  • Применяет штриховку в разных направлениях, рисует различные

                  фигуры по точкам и без них;

  • ориентируется на листе бумаги;
  • сформирован интерес к выполнению графических заданий;
  • концентрируется на задании и управляет своими эмоциями;
  • объективно оценивает свой результат, ориентируясь на образец.

Список используемой литературы

  1. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи [Текст]  / В. П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 50-54.
  2. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Т., Щебинина, С.В. Проверяем знания дошкольника [Текст] С.Е.Гаврина//Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
  3. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только)
  4. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
  5. Зегебарт, Г.М., Ильичева, О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков.  Методическое пособие [Текст]   –М.:Генезис, 2009.
  6. Зегебарт, Г.М. Не просто лабиринты  [Текст] /Г.М. Зегебарт//Набор 1. - М.: Генезис,2011.
  7. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст]  / М. М. Кольцова. - М. : Сага, 2002. - 224 с.
  8. Кузнеченкова, С.  Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья.   – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  9. Кисова, В.В., Конева, И.А, Практикум по специальной психологии   [Текст] – Спб.: Речь, 2006.
  10. Кузнеченкова, С. Полезные сказки и упражнения для родителей  [Текст]  – Спб.: Речь, 2010.
  11. Локалова, Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)  [Текст] - М.: «Ось-89», 2006.
  12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]  / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2005. - 192 с.

  1. Морозова, Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой [Текст] /Л. Морозова// Выпуск 1. – М.: ООО   «Издатель Быстров».  
  2. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] /Л.А. Метиева// Сборник игр и игровых упражнений.  – М.: Книголюб, 2008.
  3. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили [Текст]  – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Павлова, Н.Н., Руденко, Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду [Текст] /Н.Н Павлова//Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.  – М.: Генезис, 2011.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст]  – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Сиротюк, А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Ткачева, И. Рисуем обеими руками. От линии к линии. Дрофа, 2010.
  8. Шевлякова, И.Н. Посмотри внимательно на мир [Текст] /И.Н. Шевлякова//Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста  – М.: Генезис, 2003.
  9. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. - М. : МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
  10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками - развиваем речь [Текст] /В.В. Цвынтарный// Пособие для родителей, воспитателей детских садов, врачей, студентов-медиков  - М. : ЦП, 2002. - 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...

Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыс...