Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Варфоломеева Валентина Сергеевна

Информирование родителей о важности благоприятного речевого развития будущих первоклассников. Рекомендации и советы родителям для развития мелкой моторики дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приема и переработки, но и совершенствования процесса мышления.

Речь детей формируется под влиянием взрослых и условий жизни. Это влияние благоприятно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Самый большой процент среди нарушений речи, встречающихся у учащихся начальной школы это дисграфия ( нарушение письма), дислексия (нарушение чтения).

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной неуспеваемости по ряду предметов.

Таких осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление нарушений речевого развития.

Некоторые считают, что дисграфические ошибки вызваны личностными качествами ученика: неумением слушать, небрежным отношением к работе.

На самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико - грамматической

сторон речи. Так пропуски гласных и согласных букв, перестановки букв в слове, перестановки и выпадение слогов в слове обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде смешения и замены букв. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку. Знание правил не помогает.

Отставание в развитии лексико - грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это приводит к неправильному согласованию разных частей речи.

Задача логопедической службы – выполняя работу по коррекции имеющихся у детей нарушений речи по звукопроизношению, создать основу для успешного и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем.

Целью занятий является: устранение недостатков произношения, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, навыков речевого общения, преодоление речевой замкнутости, развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

Ученые утверждают, что до 5 лет ребенок при нормальном развитии  должен усвоить 2,5-3 тысячи слов, в то время как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно,  какую огромную роль в развитии ребенка играет правильное воспитание в семье. Родители, находясь рядом с ребенком, должны разговаривать с ним, обращать внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление.

Важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных ему слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение непонятно, поэтому, если ребенок спрашивает, что означает то или иное слово, это значит, что он непросто слушает , а пытается понять читаемое, думает.

Начало обучения связано с таким процессом, как письмо. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических действий. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности.

Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число 6-7 летних школьников испытывают трудности в освоении навыка письма.

Работа по подготовке детей к письму начинается еще до поступления в школу, включает в себя:

развитие ручной умелости;

развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги;

развитие изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения и задания необходимы для подготовки к письму?

Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, тесемок. Для развития кистей рук рекомендуются игры с мелким конструктором, мозаикой, собиранием пазлов, лепка из пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

Различные виды изобразительной деятельности – раскрашивание ( готовые альбомы для раскрашивания).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Методические рекомендации учителя - логопеда для родителей "Как закреплять речевые навыки детей в домашних условиях?"

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий.Выполнение еженедельного дома...

Выступление учителя-логопеда перед родителями будущих первоклассников

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние э...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Материал полезен для    родителей будущих первоклассников....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...