статья "Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе ДОУ"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шпигарева Ольга Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия физкультурного работника и логопеда в применении  интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе  ДОУ".

учитель-логопед ГБОУ ЦППРК « Доверие» Шпигарева О.Н.,

инструктор по физическому воспитанию  МБДОУ Детский сад № 27 «Золотая рыбка» Мигачева Т. В.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании межпредметного интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

 В процессе обучения необходимо использовать различные методы и приемы:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

   -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом   занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом   этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Предлагаем вашему вниманию сокращённый конспект  интегрированного занятия «Путешествие по Солнечной системе» (развитие речи – физическое развитие)

Организационный момент

Приветствие. Введение в тему занятия. Беседа логопеда с детьми о космосе, звёздном небе,  небесных телах – звёздах, солнце, об  истории изучения космоса.

Ребята, а кто был первым космонавтом?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин.  Его полёт продлился 1час 48 минут, за это время он облетел Землю.

Основная часть

Раздаются непонятные звуки. Появляется инопланетянин.

Логопед: Уважаемый инопланетянин! Мы не можем вас понять. Давайте мы попробуем вам  рассказать о нашем языке. Ребята, на каком языке мы с вами разговариваем?  Что мы с вами слышим и произносим?  Какие бывают звуки? Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Ответы детей.

Инопланетянин (физкультурный раб): Спасибо, вы помогли мне «настроится на ваш язык». В моём космическом корабле вышла из строя карта Солнечной системы, и теперь я не могу вернуться домой в другую галактику. Может, вы мне поможете восстановить карту?

Да

Инопланетянин: для этого нужно со мной пролететь над планетами Солнечной системы и собрать фотографии планет, а затем расположить их на карте.

Логопед: Хорошо! Мы готовы.

Инопланетянин: Тогда нам необходимо подготовиться к полёту. По космодрому друг за другом шагом марш!

Дети вместе с инопланетянином и логопедом «путешествуют по планетам Солнечной системы», знакомятся с ними, выполняя различные речевые или физические упражнения (Комплекс ОРУ «Космические мотивы». Фонетическая зарядка «Звуки космоса». Игра  «Подбери слова - признаки» и другие)

Итог занятия

Дети возвращаются на Землю и выходят из корабля

Логопед: Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Инопланетянин: Спасибо вам ребята за помощь. Я знаю очень интересную игру «Звездочёт». Хотите поиграть?

Дети играют.

 Инопланетянин: Мне пора возвращаться домой. Мне с вами было очень интересно и весело. До свидания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ

Стратегии обновления в ДОУ. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования. Нельзя говорить об интеграции методик, методов и пр...

"Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"

"Интегрированный подход к образовательному процессув ДОУ"   Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окру...

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность....

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...

Мастер - класс для педагогов "Значение интегрированного подхода к образовательному процессу в ДОУ"

"Значение интегрированного подхода к образовательному процессу  в ДОУ"          Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в с...