Учимся говорить, играя.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Яковлева Галина Михайловна

 Консультация предназначена для родителей. В ней даны элементарные упражнения, которые они могут использовать для развития речи и мелкой моторики детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №29

Консультация для родителей:

«Учимся говорить, играя»

Подготовила:

 учитель – логопед,

Яковлева Г.М.

Раменский район 2015г

Учимся говорить, играя.

М. М. Кольцова в работе Ребенок учится говорить" указывает на то, что речевые области  головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творчества мысли, который питает мозг ребенка. Вся история  развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речи развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧИ.                

  Начинать заниматься с малышом надо с первых месяцев жизни.  Массировать детские ладошки, сгибать и разгибать пальчики, учить малыша хлопать в ладоши, сопровождая это занятие чтением веселых стихов. Все мы хорошо знаем такие игры, как «Ладушки», «Сорока – ворона», «Пальчик – мальчик, где ты был?» и многие другие.  Они доставляют удовольствие, как родителям, так и детям. Читая детям добрые сказки, вы развиваете малышам устную речь.

Чуть позже массаж превращается в пальчиковую гимнастику. Ребенок учится сам выполнять различные движения руками: загибать, разгибать пальцы, сжимать и разжимать кулачки, изображать руками различные фигурки. В ход идут пирамидки, кубики, шнурки и т.п.

По мере роста и развития ребенка повышается уровень сложности игр и упражнений. Мы начинаем разрешать ребенку играть с некрупными предметами, такими как пуговицы, мелкие детали и даже крупа.

Круг интересов ребенка постепенно расширяется; ближе к школьному возрасту он уже вполне в состоянии самостоятельно смастерить подарок, умеет лепить, рисовать…

Но главное, о чем всегда следует помнить, - малышу необходима ваша помощь и поддержка.

Не забывайте, что нормальное развитие моторики свидетельствует о полноценном развитие ребенка. Нарушение мелкой моторики влечет за собой большие проблемы, связанные не только с письмом, но и с развитием устной речи.

Однако, обнаружив у ребенка отставание в моторном и речевом развитие, не отчаивайтесь – больше разговаривайте с ним вызывайте его на разговор просите отвечать полными ответами, помогайте наводящими вопросами. Займитесь с ребенком пальчиковой гимнастикой, сопровождая движения чтением интересных стишков. Постарайтесь превратить ваши занятия в интересную игру, чтобы она доставляла удовольствие вам, и малышу.

Данное пособие позволит помочь родителям развить у своих детей речь, развивая мелкую моторику.  

Пальчиковая гимнастика

«Семья»

Начинать пальчиковую гимнастику следует с разминки – сгибания и разгибания пальцев. Можно сгибать пальчики, начиная то с большого пальца, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. Сопровождая движения словами.

Этот пальчик – дедушка,          

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик я.

«Четыре братца»

Идут четыре братца навстречу  старшему.

- Здравствуй, большак!

(Соединить пальцы в щепотку)

- Здорово, Васька – указка, Мишка – середка, Гришка – сиротка, да крошка Тимошка!

 (Соединять остальные пальцы поочередно с большими).

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог? 

(Руки сложены замочком, пальцы переплетены между собой. Читая стишок, ритмично раскачивайте  «замок»)

Постучали, 

(Ритмично постукивайте друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили,        

(Движения по тексту)  

Потянули, 

(Тяните ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не расцепляя их полностью)

И открыли!

 (Резко отпуская руки, разведите их широко в стороны).

«Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

(Пальцы обеих рук сложены  «щепоткой».  Руки  двигаются волной, изображая ныряющих рыбок).

Разожмутся,

 (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке.

(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершайте движения, как будто раскапываете песок).

Играем с пуговицами 

Все  упражнение можно выполнять с разным речевым материалом заданным логопедом или подобранным самостоятельно.

1.При помощи пуговиц можно развивать умение сравнивать предметы по цвету и размеру. Самое простое упражнение – разложить вместе с ребенком пуговицы  в три отдельные коробочки в соответствии с их диаметром или цветом.

2.Подберите пуговицы разного размеры и цвета. Сначала выложите какой-нибудь рисунок сами, а затем попросите малыша сделать это же самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Пуговичной мозаикой можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, бусы…

3.Еще одно интересное упражнение – «раскрашивание» картинок с помощью пуговиц. Это занятие похоже на работу с мозаикой. Нарисуйте картинку, в которой будут присутствовать круглые по форме предметы. Затем предложите ребенку «раскрасить» эти предметы при помощи круглых пуговиц.

                                                     

Играем с прищепками

Упражнение хорошо использовать для автоматизации и дифференциации звуков, подбирая нужный речевой материал. Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог - от  большого пальца к мизинцу.

«Жук»

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

«Белые гуси»

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут,

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси:

«Га – га – га!»

Бельевые прищепки дети прищепляют на мягкую игрушку, картонную фигурку (ёж, цветок и т.д.). Проговаривая слова из стихотворения.

«Ёж»  

Посмотрите: притаился                            

В пушистого превратился!

Мы тебя, ёжик знаем,

Никогда трогать не станем!

«Цветы»

Мы шли, шли, шли,

Много цветочков нашли.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы опять идем искать!

Игры со счетными палочками

«Цапля ходит по болоту»

Цапля ходит по болоту,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки).

Будто ищет там кого – то.

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки).

Ой, боюсь, что эта цапля

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки).

Лягушонка хочет…

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки).

Сцапать!!!

(Убирают счетную палочку).

Затем дети выполняют те же действия левой рукой.

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки).

У Алешки – две картошки,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки).

У Серёжки – сорванца – два зеленых огурца,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки).

А у Вовки – две морковки,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки).

Да, ещё у Петьки –

 Две хвостатых редьки!

 (Показывают указательный и средний пальцы («хвостатая редька»), шевелят ими.)

 «Перелетные птицы»

Птицы в небе, тают, тают,

Птицы к югу улетают.

(Дети машут руками, постепенно поднимая их вверх).

Все, растаяли вдали –

(Подносят ладонь «козырьком» ко лбу).

Аист,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки. Поворачивают голову вправо, влево).

Цапли,

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки).

Журавли.

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки).

Игры с массажными мячиками

Ручки, ручки просыпайтесь.

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо - влево между ладонями).

Пальчики, пальчики просыпайтесь.

(Катают мячик по каждому пальцу правой и левой руки).

Головка, головка, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по голове).

Животик, животик, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по животу).

Ножки, ножки, просыпайтесь.

(Катают мячик  по правой, а затем по левой ноге).

Мячик сильно пожимаю и ладошку поменяю.

(Дети крепко сжимают мячики поочередно в одной и в другой ладони).

«Серый ежик»

Серый ежик весь в иголках,

 Словно он не зверь, а елка.

(Дети кладут мячик на правую ладонь.  Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).

Хоть колюч молчун лесной,

Ёжик добрый, а не злой.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо - влево между ладонями).

«Яичко»

Птичка веток набрала, (2 раза)

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница - синичка.

(Сводят обе ладони "гнездышком" вместе с мячиком " яичком").

Ты яичко покатай,

 Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

(Катают мячик в руках,  делая движения вперед - назад, вправо  - влево между ладонями).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить, играя

"Учимся говорить, играя"  конспект занятия по развитию речи...

« Учимся говорить, играя »

Игра – это ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. Для чего нужна игра? Языком игры малыш овладевает раньше, чем произносит первые слова....

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.В пособии представлены: пояснительная записка, цели и...

консультация для родителей: "учимся говорить, играя!"

Ваш малыш подрос и скоро пойдет в школу. Он с удовольствием выполняет обучающие упражнения, чувствуя себя взрослым, почти школьником. И все же больше всего на свете он любит играть!...

Проект на тему «Учимся говорить играя»

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. В...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Учимся говорить играя»

Родительское собрание в подготовительной группеТема: «Учимся говорить играя»...

"Учимся говорить играя"

Материал для ДОУ...