Семенар-практикум "Работа над общей культурой речи педагога"
статья по логопедии на тему

Филина Людмила Анатольевна


Семенар-практикум  по теме: "Работа над общей культурой речи педагога" предназначен для практического использования. Направлен на повышение общей культуры педагогов, повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл культура речи педагога28.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

 ГБОУ гимназия № 2072 Д/О №2

   

 СЕМЕНАР- ПРАКТИКУМ

                                   

« Речевая культура                               педагога»

  Подготовила:  

         учитель-логопед: Филина Людмила Анатольевна

                                                     

семинар-практикум

Тема:  «Речевая культура педагога».

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.  Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.  Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Ведущая:  Филина Л.А.

Домашнее задание:

1.  Подобрать высказывания и афоризмы  классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о родном языке, культуре речи, силе слова.

2.  В методических пособиях по развитию речи детей ознакомиться с разделом: «Роль семьи в речевом развитии детей».

3. Подготовить мини выступление для общего обсуждения «Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами», опираясь на собственное мнение.

План проведения:

1.Культура речи педагога.

2.Компоненты профессиональной речи педагога.

3.Физ. пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

4.Требования к речи воспитателя ДОУ.

5.Конкурс: «Знатоки русской речи».

6.Значение культуры речи воспитателя детского сада.

7.Анкетирование педагогов ДОУ: «Стиль педагогического общения».

8.Вопросы для обсуждения:

•Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

•Какова роль семьи в речевом развитии детей.

9.Древо мудрости «Высказывания и афоризмы классиков литературы и   выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова, о родном языке.

10. Памятка  «Упражнения для развития речевого дыхания».

I.Культура речи педагога.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

               

   II. Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

•Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

•Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

•Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

•С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

•Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

     

   III. Физ.пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной фазой и характеризуется завершением вдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что повышает работоспособность организма в целом.

Конечной фазой дыхания соответственно будет вдох. Вдыхая, мы заполняем легкие кислородом. Вдох может быть коротким и наполнить лишь верхние отделы легких или же глубоким, что обеспечит полную наполняемость.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата. При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий мелодических изменений речи; длительный выдох с контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; и т.д. в связи с этим необходимо развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

С этой целью вам предлагается  ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

         Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнение 1.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

Упражнение 2.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 4.

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха - на счет “шесть”.

Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет  “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

Упражнение 6.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется  то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох - одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.

            IV. Требования к речи воспитателя ДОУ.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

•Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

•Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

•Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

•Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

•Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

•Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

•Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

                         

 V. Конкурс: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

            Опросный лист № 1

1.асиммЕтрия – асимметрИя

2.бАнты – бантЫ

3.вклЮчит – включИт

4.газопрОвод – газопровОд

5.диспАнсер – диспансЕр

6.ломОта – ломотА

7.дремОта - дремотА

8.зАдать – задАть

9.зАнять – занЯть

10.звОнит – звонИт

11.катАлог – каталОг

12.красИвее – красивЕе

13.кУхонный – кухОнный

14.меньшИнства – меньшинствА

15.мусоропрОвод – мусоропровОд

16.никчЕмный – никчЁмный

17.обеспЕчение – обеспечЕние

18.обОдрить – ободрИть

19.осУжденный – осуждЁнный

20.плЕсневеть – плесневЕть

21.полигрАфия – полиграфИя

22.пОнял – понЯл

23.премИровать – премировАть

24.принУдить – принудИть

25.слИвовый – сливОвый

26.тУфля – туфлЯ

27.углУбленное изучение – углублЁнное

28.хАос – хаОс

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

26

27

28

  Опросный лист № 2

1.бАловаться – баловАться

2.вероисповЕдание – вероисповедАние

3.врУчит – вручИт

4.грУшевый – грушЁвый

5.дОбыча -добЫча

6.дОсуг – досУг

7.жАлюзи – жалюзИ

8.закУпоривать – закупОривать

9.запломбИровать – запломбировАть

10.исчЕрпать – исчерпАть

11.кладОвая – кладовАя

12.крЕмень – кремЕнь

13.лОмоть – ломОть

14.мотивИрованный – мотивирОванный

15.нАчать – начАть

16.новорОжденный – новорождЁнный

17.облЕгчить – облегчИть

18.Оптовый - оптОвый

19.откУпорить – откупОрить

20.повтОришь – повторИшь

21.страховой пОлис – полЮс

22.предпрИнять – предпринЯть

23.прИбыл – прибЫл

24.прИданое – придАное

25.тОрты – тортЫ

26.увЕдомить – уведомИть

27.фенОмен - феномЕн

28.ходАтайствовать – ходатАйствовать

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

                                        Говорите правильно!

Опросный лист № 1 (ключ)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

2

 

1

 

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

1

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

2

 

2

 

1

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

1

 

1

 

2

 

1

 

Опросный лист № 2 (ключ)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

2

 

2

 

1

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

      VI. Значение культуры речи воспитателя детского сада.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры.  Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.  Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьева отмечает, что “перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи”.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”.  Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

                                           VII. Анкетирование педагогов ДОУ.

Речь воспитателя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому особое внимание нужно обратить на форму своей речи, стиль общения с дошкольниками.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль  педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности педагога, манера общения с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств педагога: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог.

Предлагаем вам заполнить анкету, с помощью которой можно определить стиль педагогического общения каждого из нас.

Воспитателям раздаются бланки анкет:  «Cтиль педагогического общения».

Задание: Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

Ключ:

•25 – 30 очков – тяготеет к демократическому стилю.

•20 – 24 очка – преобладает авторитарный стиль.

•10 – 19 очков – характерен либеральный стиль.

Анкета

«Стиль педагогического общения».

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

1.Считаете ли Вы, что ребенок должен:

a.Делиться с Вами своими мыслями, чувствами.

b.Говорить Вам только то, что он сам захочет.

c.Оставлять свои мысли и переживания при себе.

2.Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то Вы:

a.Доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение.

b.Не вмешиваетесь. Дети сами разберутся в своих проблемах.

c.Известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3.Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как Вы поступите:

a.Похвалите и всем детям покажите его работу.

b.Проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.

c.Скажете ему: «всегда бы так занимался».

4.Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как Вы поступите:

a.Заставите его поздороваться.

b.Не обратите на него внимание.

c.Сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5.Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать:

a.Спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают.

b.Помочь, подсказать, сделать замечание.

c.Заниматься своими делами (записи, подготовка к занятиям и т.д.).

6.Какая точка зрения кажется Вам правильной:

a.Чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания.

b.Эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать.

c.Чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7.Ваша исходная позиция в работе с детьми:

a.Ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать.

b.У ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка.

c.Ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8.Как Вы относитесь к активности ребенка:

a.Положительно – без нее невозможно полноценное развитие.

b.Отрицательно – она часто мешает целенаправленно и плавно вести обучение и воспитание.

c.Положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9.Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, Ваши действия:

a.Сказали бы «ну и не надо».

b.Заставили бы выполнить работу.

c.Предложили бы выполнить другое, но аналогичное задание.

10.Какая позиция по–вашему правильная:

a.Ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем.

b.Если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.

c.Воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

ответ

 

                                    Число баллов по номеру вопроса

   1

 

   2

 

   3

 

   4

 

   5

 

   6

 

   7

 

   8

 

   9

 

  10

 

   a

 

   2

 

   3

 

   2

 

   2

 

   3

 

   1  

 

   2

 

   3

 

   1

 

   2

 

   b

 

   3

 

   1

 

   3

 

   1

 

   2

 

   2

 

   3

 

   1

 

   2

 

   1

 

   c

 

   1

 

   2

 

   1

 

   3

 

   1

 

   3

 

   1

 

   2

 

   3

 

   3

 

итого:  _________________

                       

    VIII. Вопросы для обсуждения.

1.Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Вывод:  «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается».  Аристотель.

Речь педагога служит инструментом для передачи информации слушателям. Следовательно, педагог должен с уважением относиться к личности собеседника, употреблять в речи только те слова и термины, которые понятны всем участникам общения, соответствуют их возрасту, знаниям, компетентности. Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения.

2.Какова роль семьи в речевом развитии детей.

Вывод: Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой.  С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.

IX. Древо мудрости

«Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова, о родном языке».

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».                                        

Г.Гегель

«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».

Аристотель

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

Р.Эмирсон

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К.Д.Ушинский

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

В.А.Сухомлинский

«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается».

Аристотель

Подготовила  учитель-логопед: Филина Л.А.

г. Москва ГБОУ Гимназия №2072 Д/О № 2

  X. Памятки для педагогов. «Упражнения для развития речевого дыхания».

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

С этой целью вам предлагается  ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнение 1.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

Упражнение 2.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 4.

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха - на счет “шесть”.

Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет  “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

Упражнение 6.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется  то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох - одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.                    

Некоторые из этих дыхательных упражнений можно использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...