Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
статья по логопедии на тему

Светлана Сабирзяновна Закирова

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazki_1.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

      Количество детей с речевыми нарушениям с каждым годом увеличивается, а требования к речи все строже. Речь один из важных показателей готовности ребенка к школе.

    Перед воспитателями стоит задача подготовить детей к успешному обучению в школе. Для развития  гармоничной личности важно чтоб ребенок испытывал удовольствие от занятий,  это возможно только при условии, что ему интересно, когда что-то получается, когда понимают и принимают его таким, какой он есть.

      В современной педагогике отказались от авторитарного способа обучения и воспитания. И как альтернативу можно в своей работе использовать метод логосказки.

  В своем творчестве известные отечественные и зарубежные ученный обращались к сказкам: Р. Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич и другие.

     В Санкт-Петербурге,  был открыт первый Институт сказкотерапии. КомплекснаяСказкотерапия - это авторский метод, разработанный Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. В институте разработаны учебные программы для специалистов, желающих использовать метод в собственной практике, и программы развития для детей, подростков и взрослых. Сегодня метод имеет много сторонников и последователей.

          Исследователи  А.В.Запорожец, О.С.Ушакова, В.В. Гербова предполагают,  что сказка как эпический жанр может являться приоритетным направлением воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как это период интенсивно развивается воображения  и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст.

      В работе с детьми всегда использовались сказки, так как им свойственно богатое идейное содержание, познавательно – дидактическая сущность, художественная выразительность.  

 Основная цель логосказки — последовательное и всестороннее развитие речи и психических процессов  детей путем использования сказкотерапии.

Логосказка – это один из методов педагогического процесса, который способствует развитию всех сторон речи, активирует психические процессы (мышление, память, воображение, память…), воспитывает нравственные качества, а также поддерживает положительную мотивацию детей.

          Сказки можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Так дети будут не просто созерцать, но и участвовать в происходящем.  Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

    Сказка может быть как целое занятие, так и частью занятия или дидактической игрой. В постановке сказок используются разные виды театров: пальчиковые, настольные, куклы – БИБАБО и т.д.).

   В зависимости от поставленных целей используются следующие виды логосказок:

- артикуляционные ( развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Речь тесно связана с психофизическими процессами, которые можно развивать посредствам следующих заданий:

        - психогимнастика (покажи, как рассердился медведь, как испугался зайчик, как обрадовалась принцесса и т. д.)

       - релаксация (села кошка на подоконник и греется на солнышке);

      - дыхательные и голосовые упражнения;

      -  упражнения на координацию речи с движением.

     При помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

    Логосказка решает следующие задачи коммуникативной сферы:

-развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору.

 Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

-систематичности и последовательности;

-учета возрастных и индивидуальных особенностей;

-учета структуры дефекта.

А также учитываются:

-заинтересованность;

-положительно - эмоциональный настрой;

-уровень воображения,

-импровизации,

-внимания и памяти ребенка.

     Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только  устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и  способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на занятиях.

Литература:

  1. Быстрова Г.А. , Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб. — КАРО, 2001.
  2. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7
  3. Громова  О.Е. Инновации  — в логопедическую практику — 2008.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.
  5. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.
  6. МаханеваМ.Д.Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...

Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...

Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...

Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в ра...

консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...