Сверстник то же учит разговаривать
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Фролова Инна Николаевна

Общения со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sverstnik_tozhe_uchit_razgovarivat.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже, как правило, не ограничен семьёй. Его окружение – это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания – всё это разные виды речевого общения.

Очевидно, что контакты ребёнка со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, которая существенно отличается от его общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребёнку. Окружают его теплом и заботой, учат определённым навыкам и умениям. Со сверстниками всё происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребёнку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слёз, ударить. И всё же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребёнка более предпочитаемым и привлекательным партнёром, чем взрослый. Если перед ребёнком старше четырёх лет стоит выбор – играть, гулять с товарищем или мамой – большинство детей сделают этот выбор в пользу товарища.

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживлённо, чем со взрослыми;  дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и прочее. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей. В результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращённой к родителям и другим взрослым.

ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ РАЗГОВОР РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ ОТ РАЗГОВОРА СО СВЕРСТНИКОМ?

Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослыми. Если со взрослыми дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривлянием, смехом и пр. Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определённых норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнёра, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное кривляние и жужжание имеет большой психологический смысл. Если взрослый даёт ребёнку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создаёт условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала – игра, фантазирование и т. д. – значительно чаще происходят вместе со сверстником.

Третья отличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребёнку значительно важнее высказаться самому, чем выслушивать другого. Поэтому у  детей часто не получаются долгие разговоры – они перебивают друг друга, каждый говорит о своём, не слушая партнёра, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются.

Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником всё наоборот: главное -  успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.

Ещё одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остаётся для ребёнка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач. Здесь и управление действиями партнёра (показать, как надо и как не надо делать); и контроль его действий (вовремя сделать замечание); и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу); и совместная игра (вместе решить, что и как); и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?); и много всяких других проблем решает ребёнок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные

действия, как притворство (то есть стремление сделать вид, притвориться испуганным или весёлым), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование.  Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Таковы наиболее общие отличия речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребёнка. В общении со сверстниками ребёнок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребёнку нужен не только взрослый, но и другие дети.

КАКИМ ОБРАЗОМ ДРУГОЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА РАЗГОВАРИВАТЬ?

Может ли другой ребёнок, который едва сам-то научился говорить и с трудом понимает речь окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника?

Оказывается, может. Специальное сравнительное исследование речи детей в общении с взрослым и со сверстником показало, что речь ребёнка, обращённая к сверстнику, является более связной, более понятной, развёрнутой и лексически более богатой. Именно в общении со сверстником в словаре ребёнка появляются наречия образа действия (здорово, плохо, сильно, смело и пр.); прилагательные, передающие эмоциональное отношение (красивый, добрый, вредный); личные местоимения (они, мы, ты);  чаще используются разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонение, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, соединённые союзами «а», «потому что», «чтобы» и пр. Всё это говорит о том, что в общении со сверстниками дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, чем в разговорах со взрослым.

Но почему же так происходит?

Дело в том, что другой ребёнок является менее понятливым и чутким партнёром, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника, как ни странно,  играет важную  роль в развитии речи. В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, усваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова и словосочетания. Конечно, всё это может дать ребёнку только взрослый, умеющий хорошо говорить сам и активно разговаривающий с ребёнком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут оказаться «в пассиве» и никак не использоваться ребёнком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много новых важных слов, но не употреблять их, потому что в этом нет особой нужды. Для того, чтобы эти потенциальные знания стали настоящими, активными достижениями ребёнка, нужна определённая жизненная необходимость в этом, нужны специальные условия. Вот эти-то условия и создаются,  прежде всего, в общении со сверстником.

Разговаривая со взрослым, дети  не прикладывают особенных усилий для того, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и без этого всё понимают. Они легко могут догадаться, о чём говорит ребёнок, чего он хочет, чем может быть недоволен. Даже если его речь не слишком понятна, достаточно взглянуть на лицо малыша, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и всё становится ясным. Нужно просто  быть   внимательным к ребёнку и стараться его понять. Сверстник же не будет пытаться угадать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать, что было вчера, и т. д. Чтобы он понял своего товарища, ему надо всё чётко и ясно выразить. А поскольку дети очень нужны друг другу и им нравится общаться между собой, они начинают прикладывать усилия к тому, чтобы более связно и чётко выразить свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольника со сверстником связной, полной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания – важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо умеющие говорить и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им быстро становится скучно друг с другом, они играют каждый в своём углу, потому что говорить им не о чём. Вместе с тем исследования психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов с ровесниками, испытывали значительные трудности в речевом общении с другими детьми. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними.

Вот и получается, что для того, чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать, стараться, чтобы тебя поняли. Поэтому сверстник именно своей непонятливостью, невниманием к другому создаёт условия для актуализации речевых возможностей ребёнка, для превращения его пассивной речи в активную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся разговаривать с ребёнком.

Воспитание - это не дрессировка. Требования родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, но еще хуже не предъявлять вообще никаких требований. ...

Консультация для родителей "Как ребенок учится разговаривать"

Это происходит где-то в конце первого года жизни ребенка. Однажды приходит тот счастливый день, когда ребенок произносит долгожданное «мама» или «папа».Однако не стоит считать, что обучение ребенка ра...

Консультация для родителей "Учитесь разговаривать с детьми"

Дети, особенно маленькие,всегда реагируют на интонацию больше, чем на содержание сказанных вами слов. Можно ли добиться внимания ребенка без повышения тона? Проверено: единственное средство, которое м...

Новикова Л.А. Я учусь разговаривать

Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...

Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группе

Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Учимся разговаривать правильно» в старшей группеЦель: Продолжать знакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми. Спос...

Учусь разговаривать

Сборник стихов - диалогов для развития речи детей...