выступление на круглом столе "здоровье на кончиках пальцев"
материал по логопедии на тему

ТИХОНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

«ВОЗМОЖНОСТИ ДОУ В ВОПРОСАХ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ,ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

 

 

 

подготовила и провела

учитель-логопед Тихонова М.А.

 

                          

 

Предисловие

      

      Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.
      Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
      Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
      Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
      Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков: 
      В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
      В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2–3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
      Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
      У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
      В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
      В 6–7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.
      В 8–9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.
      Начинает проявляться преобладание одной руки.
      После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
      В возрасте 10–11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.
      Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
      В 12 мес. держит чашку когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
      В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.
      Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
      С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
      Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
      Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации: 
      В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
      В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
      В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
      Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.
      Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
      Эта книга поможет вам.
      Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_na_konchikakh_paltsev.docx751.41 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 1970

ДЕТСКИЙ САД  №2414

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ТЕМА:

«ВОЗМОЖНОСТИ ДОУ В ВОПРОСАХ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ,ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

подготовила и провела

учитель-логопед Тихонова М.А.

                                        2014 год

Предисловие

      

      Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.
      Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
      Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
      Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
      Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков: 
      В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
      В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2–3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
      Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
      У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
      В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
      В 6–7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.
      В 8–9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.
      Начинает проявляться преобладание одной руки.
      После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
      В возрасте 10–11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.
      Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
      В 12 мес. держит чашку когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
      В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.
      Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
      С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
      Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
      Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации: 
      В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
      В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
      В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
      Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.
      Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
      Эта книга поможет вам.
      Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

Занятия и упражнения

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_001.png

      У тебя есть две руки,
      Есть и десять пальчиков.
      Десять ловких и веселых,
      Быстрых чудо-мальчиков.
      Будут-будут наши пальчики трудиться,
      Не пристало чудо-мальчикам лениться!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_002.jpg

 
      Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.
 
       
УТОЧКА 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_003.jpg

 
      На волнах качаясь,
      Уточка плывет. |
      То нырнет, то вынырнет
      – Лапками гребет.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_004.jpg

 
      Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
 
       
ЛИСТОЧКИ 
      Ты весною видел чудо? Как из маленький из почки Появляются листочки.
      Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_005.jpg

 
       
КОТИК 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_006.jpg

 
      Гладим котика рукой.
      Выгнул спинку он дугой.
      Потянулся он, зевнул,
      Замурлыкал и заснул.
      Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
 
       
ОВОЩИ 
      Собираем мы в лукошко
      И морковку, и картошку.
      Огурцы, фасоль, горох
      – Урожай у нас не плох.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_007.jpg

      Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
 
       
КУЛАЧОК 
      Как фасолинки в стручке,
      Наши пальцы в кулачке.
      Кулачки мы разгибаем
      И фасольки рассыпаем.
      Раз, два, три, четыре, пять
      – Собираем все опять.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_008.jpg

      Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
 
       
МАСЛЕНИЦА 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_009.jpg

      Положи блинок в ладошку
      Угости мурлыку-кошку,
      Угости щенка Трезорку,
      Потом мальчика Егорку,
      Дай блиночек мамочке,
      Дай блиночек папочке.
      Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_010.jpg

      На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.
 
       
КАЧЕЛИ 
      Дети сели на качели,
      И качели вверх взлетели.
      Опустились плавно вниз.
      Ну-ка, с нами прокатись!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_011.jpg

 
      Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
 
       
ГУСАК 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_012.jpg

 
      Долго кланялся гусак.
      Он поклоны класть мастак.
 
       
ЛИСА 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_013.jpg

 
      Лиса по лесочку петляла,
      Хвостом следы заметала.
      Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.
 
       
ВЕЕР 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_014.jpg

 
      Если в знойный летний день
      Даже двигаться нам лень
      – Мы возьмем красивый веер,
      И подует легкий ветер...
      Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
 
       
ЗА ГРИБАМИ 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_015.jpg

 
      Мы положим в кузовок
      Самый маленький грибок:
      Подосиновик, волнушку
      И забавную свинушку
      Белый, рыжик, сыроежку,
      Подберезовик, конечно,
      А красавец мухомор
      Пусть украсит косогор!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_016.jpg

      Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
 
       
БЕЛОЧКА 
      Сидит белочка в тележке,
      Продает она орешки:
      Лисичке-сестричке,
      Воробью, синичке,
      Мишке толстопятому,
      Заиньке усатому...
       
(Народная песенка) 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_017.jpg

      Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
 
       
КУРИЦА 
      Как по нашей улице
      Пробегала курица,
      Растеряла всех цыплят -
      Шустрых желтеньких ребят:
      Первый цыпленок
      Следит за лягушкой,
      Второй и третий -
      Возле кадушки.
      Бабочку ловят
      Четвертый и пятый.
      Эх, попадет вам
      От мамы, ребята!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_016.jpg

 
      Поочередно загибать пальцы, начиная мизинца.
 
       
ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_018.jpg

 
      Командир позвал солдат:
      «Становитесь дружно в ряд!
      Первый встал, за ним – второй,
      Безымянный, быстро в строй!»

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_019.jpg

      Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
 
       
ВСТРЕЧА 
      На правой ручке – пальчики.
      На левой ручке – пальчики.
      Пришла пора им встретиться
      – Готовьте чемоданчики!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_020.jpg

 
      Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_021.png

       ВОЛНА 
      Светит полная луна
      – За волной бежит волна,
      Ветер веет на просторе,
      И всю ночь волнует море

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_022.jpg

      Волн спокойных мерный шум
      Усыпляет праздный ум...
      Но так долго вредно спать
      – Нам давно пора вставать.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_023.jpg

      Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

ЗАМО?К

      Сцепим пальчики в замок
      Чтоб войти чужой не мог.
      Пустим только белочку,
      Ежика и зайчика,
      Пустим только девочку,
      Пустим только мальчика.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_024.jpg

 
      Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» – ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.
 
       
ИГРА В ПРЯТКИ 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_025.jpg

 
      Прячься, Петенька,
      Прячься, Анечка,
      Прячься, Зиночка,
      Прячься, Манечка!
      Не найдет вас
      Веселый мальчик,
      Хоть и самый
      Большой он пальчик.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_026.jpg

      Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.
 
       
МЕДВЕДЬ 
      Бурый мишенька зимой
      Крепко спал в берлоге.
      Весною он проснулся,
      Зевнул и потянулся:

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_027.jpg

 
      «– Здравствуй, рыжая лисичка,
      – Здравствуй, белочка-сестричка!
      – Здравствуй, серенький волчонок!
      – Здравствуй, беленький зайчонок!»

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_028.jpg

 
      Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
 
       
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_029.jpg

 
      Здравствуй, Петенька!
      Здравствуй, Анечка!
      Здравствуй, Зиночка!
      Здравствуй, Манечка!
      Ах, и дружные ребятки,
      Поиграем вместе в прятки.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_030.jpg

      Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
 
       
ЩЕЛЧОК 
      Один щелчок,
      Другой щелчок
      – Я так смогла,
      И ты так смог!
      Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_031.jpg

 
       
ЛАПКИ 
      Стоит на задних лапках кот,
      И в гости мышек он зовет.
      Показывает лапки,
      А лапки – цап-царапки!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_032.jpg

 
      Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
       
ЖУК 
      Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_033.png

      Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_034.jpg

 
      Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».
 
       
КОМАРИК 
      Комарик летит,
      Комарик пищит,
      Не нравится нам
      Его аппетит!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_035.jpg

 
      Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».
 
       
ЩЕНОК 
      Крутит хвостиком щенок
      – Увидал в саду цветок.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_036.jpg

 
      Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.
 
       
ВЕРТОЛЕТ 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_037.jpg

 
      Вверх взлетает вертолет,
      Будь внимательным, пилот!
      Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_038.jpg

      Вертолет лети, лети,
      Лопасти быстрей крути.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_039.jpg

 
      Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).
       
Ножки 
      Вот бегут босые ножки
      Прямо к речке по дорожке

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_040.jpg

 
      Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_041.png

       Дождик 
      Дожди к-дожди к,
      Не дожди!
      Не дожди!
      Ты подожди!
      Выйди, выйди, солнышко
      – Золотое донышко.
       
(Народная потешка) 
 
       
Барабанщики 
      Твои пальчики-барабанщики
      Там-там-там
      Тук-тук-тук
      Раздаётся звонкий звук

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_042.jpg

      Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
 
       
КОЗА 
      Идет коза рогатая
      За малыми ребятами.
      – Кто кашу не ест?
      Молоко не пьет?
      Забодаю, забодаю...

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_043.jpg

 
      Бородатая коза
      Крутит серые глаза.
      Рогами качает
      – Сейчас забодает.
       
(Народная потешка) 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_044.jpg

 
      Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперед.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_045.jpg

 
       
Зайчик 
      Зайка серый, что дрожишь?
      От лисы ты убежишь.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_046.jpg

      Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
       
УЛИТКА 
      Выставив крутые рожки,
      Ползет улитка по дорожке.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_047.jpg

 
      Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
      КОЛЬЦО
      Выйди, Оля, на крылечко
      Подарю тебе Колечко.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_048.jpg

 
      Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
      Складываем пальчики -
      Получились зайчики
      Ещё раз сложили -
      Колечко получили.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_049.jpg

      Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_050.jpg

 
      1) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
      2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
       
Солнышко 
      Солнышко в глазки
      Светит ребяткам
      Мы поиграем
      С солнышком в прятки

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_051.jpg

      Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
       
СТУЛ 
      Без молотка,
      И без гвоздей,
      Стул смастерим мы
      Для гостей!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_052.jpg

 
      Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»-«два».
       
ФЛАЖОК 
      Сложи-ка, дружок,
      Из пальцев флажок!
      Флажок мы возьмем,
      На праздник пойдем.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_053.jpg

      Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
       
ДОМ 
      Мы построим новый дом
      Дружно в доме заживём
      В нашем домике-окошко
      Загляни туда Антошка.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_054.jpg

      Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.
      ФОНАРИК – ШАРИК
      Взяли в руки мы фонарик,
      А потом – воздушный шарик.
      Светит, светит нам фонарик,
      Запускаем в небо шарик.
      Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_055.jpg

 
      МИЗИНЧИК
      Наш мизинчик
      Утром встал,
      Безымянного поднял.
      Средний пальчик потянулся,
      Указательный проснулся.
      Должен и большой вставать,
      – Братьев в садик провожать.
      Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
      ПАЛЬЧИКИ
      Сел на диванчик
      Маленький мальчик.
      Сел рядом с ним
      Безымянный пальчик.
      Средний сел и указательный,
      А большой
      следит внимательно.
      – Пальчик-мальчик,
      Где ты был?
      – С этим братцем
      – В лес ходил.
      С этим братцем – Щи варил.
      С этим братцем – Кашу ел.
      С этим братцем – Песни пел!
       
(Народная песенка) 

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_056.jpg

 
      Поочередно сгибать и разгибать цы, начиная с мизинца.
      Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
       
УТРО 
      Светит солнышко в окошко
      Под окошком дремлет кошка.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_057.jpg

 
      Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».
       
Деревья 
      Появились мы из почки
      По утру дрожат листочки.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_058.jpg

      Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы
       
пион 
      Распускается бутон
      – Превращается в пион.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_059.jpg

 
      Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок».

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_060.jpg

       БАБОЧКА 
      Бабочка-капустница
      Над цветком летала,
      Весело порхала
      – Пыльцу собирала.
      Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_061.jpg

 
       
ПТЕНЧИКИ 
      Приносила пташка
      Птенчикам букашек.
      Птенчики ждали
      – Рты разевали,
      Громко кричали.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_062.jpg

      Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
       
ПО БРЕВНЫШКУ 
 
      По бревну, по бревнышку
      Проползла бoкашечка,
      Пролетела бабочка,
      Пропорхала пташечка.
      ( 
Народная потешка)
      Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя перемещение букашки. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки и пташечки.
       
Дом 
      Мы с тобою красим дом
      Дружно в нём мы заживём

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_063.jpg

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_064.jpg

 
      Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
       
ЦВЕТЫ 
      Расцвели в саду цветы
      Небывалой красоты.
      К солнцу тянутся цветочки,
      Пять волшебных лепесточков.
      Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
       
ПТИЧКА 
      На ладонь посадим птичку,
      Кормим милую синичку.
      Птичка зернышки клюет,
      Деткам песенку поет:
      «Тень, тень, потетень,
      Я летаю целый день».

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_065.jpg

 
      Ждёт синичку пять птенцов —
      Голосистых молодцов.
      Детки в гнездышке сидят
      И, конечно, есть хотят.
 
      Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.
       
Лодочка 
      Мила в лодочке плывет,
      Песни весело поет.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_066.jpg

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_067.jpg

 
      Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо.
       
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР 
      Дали мы Антошке
      Веселую гармошку.
      Взял наш Петя барабан,
      Коле нравится баян.
      На трубе дудит Егор
      – Веселится весь наш двор!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_068.jpg

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_069.jpg

 
      Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
       
СЧИТАЛОЧКА 
      Гусь гнездо свое чинил,
      Гусь считалку сочинил,
      И гогочет, и гогочет:
      Заучить считалку хочет!
      (Г. 
Лагздынь)
      Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные – в кулачок.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_070.jpg

 
       
ГУСЬ 
      Ты сердитый белый гусь,
      Но тебя я не боюсь!
      Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
 
       
ЧЕРЕПАХА 
      Черепашка в пруд ползет – Домик на спине везет. Ты быстрей, быстрей ползи! Домик весело вези!
      Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_071.jpg

       БРАТЦЫ 
      Ходили по два братца
      К морю прогуляться.
      Ну а старший не гулял,
      Он за столик всех сажал,
      Вкусной кашей угощал.
 
      Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_072.jpg

 
       
ВЯЖЕМ ШАРФИК 
      То крючок, то петелька,
      Вяжем шарфик Петеньке.
      Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
       
КРЕСТИКИ – НОЛИКИ 
      Крестики и нолики
      – У ребят на столике.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_073.jpg

 
      А попробуйте, друзья,
      Девочки и мальчики,
      Крестики и нолики
      Складывать из пальчиков!
      Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:
      1) крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше;
      2) нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.
 
       
КРУЖОК 
      Постарайся-ка, дружок, Сложить пальчики в кружок!
      Раз – кружок, два – кружок, Теперь три, четыре, пять – Начинаем все опять.
      А вот эти пальчики – Два драчливых мальчика.

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_074.jpg

      Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.
       
КУЛАЧОК 
      Сжали ручку в кулачок,
      Положили на бочок:
      Чок– чок, кулачок,
      Чок– чок, на бочок!

http://modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_075.jpg

 
      Руки положить на стол:
      – ладони прижать к столу;
      – одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»);
      – разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»);
      Для усложнения увеличить темп движения.


       
ЛИТЕРАТУРА

       Архипова Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
       
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: ACT, Астрель, 2005.
       
Кольцова М.М.Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.
       
Кольцова М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973.
       
Максаков А.И.Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1998.
       
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринд, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

Круглый стол «Ум ребенка на кончиках пальцев"

Цель мероприятия: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников....