Давайте поиграем!
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Ивкина Галина Ивановна

Игры в логопедической работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение знаний, умений и навыков происходит легче и более прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения.

В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано с тем, что их основная цель - обучающая.

В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала игровую задачу, содержание, игровые действия, правила, результат  игры.

Вот краткое описание примеров такого рода игр.

Игра "Собери игрушки"

Цель: тренировать детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: игрушки, три коробки с прикрепленными к ним схемами: один квадрат, два квадрата,  три квадрата.

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать все игрушки. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии с наклеенными на них схемами.

Игра "Кубик".

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать ту, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Нередко в логопедической работе с детьми важно сделать основной акцент на ходе выполнения задания и получении заданного результата. В таком случае нет необходимости в использовании всех основных структурных элементов дидактической игры. Можно создать игровую ситуацию посредством введения в контекст задания сказочного героя (Лунтика, Смешариков) или иного персонажа и связанных с ним нескольких игровых действий. Нередко для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится один сказочный герой, который выполняет разные функции ("помогает" детям, "проверяет правильность выполнения ими заданий, сам "просит" детей о помощи и т.д.).

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата.

Слово "игра" по отношению к предлагаемым логопедом заданиям иногда приобретает несколько условный характер.

Игра "Помоги зайчику переправиться через болото"

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики-«кочки».

Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки. При правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного кубика на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через "болото".

Игра "Накорми Великана"

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Ход игры. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты, , огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).

Игра "Помоги Нюше"

Цель: закреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.

Оборудование: лист бумаги с текстом из незавершенных изображений букв.

Ход игры. Логопед показывает детям то, что написал Копатыч Нюше. Оказывается, он не дописал буквы. Детям предлагается помочь Нюше.

Одним из необходимых элементов любого фронтального логопедического занятия являются физкультминутки.

При этом логопед с учетом состояния детей (прежде всего степени их утомленности) может включать или не включать дидактическую задачу в процесс проведения подвижной игры.

Целесообразно предусматривать разные варианты проведения физкультминуток в процессе логопедического занятия и оперативно выбирать тот или иной вариант. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу в контексте физкультминутки и активно участвуют в соответствующей подвижной игре.

Приведу примеры нескольких подвижных игр, используемых  в качестве физкультминуток.

Игра "Перебеги дорогу"

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию. /лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п./. При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

Игра "Найди свой домик"

Оборудование: три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".

Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. Нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.

Логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.

Кроме того, некоторые игры могут с успехом применяться родителями, стремящимися подготовить своего ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте поиграем.

Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей I младшей группы "Давайте поиграем"

Сценарий включает в себя игры на развитие мелкой моторики и речи, которые воспитатель предлагает родителям провести вместе со своими детьми. Задачи данного мероприятия составлены с учетом ФГТ....

Игровое занятие с детьми "Давайте поиграем"

Игровое занятие с детьми старшего возраста для повышения уровня коммуникативности....

Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа

Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...