Обобщение опыта работы (мелкая моторика).
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Баранова Ирина Николаевна

Дошкольный возраст-это особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Ещё В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_melkaya_motorika.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы (мелкая моторика).

   Выполнила: учитель-логопед

ГБОУ ООШ № 4 с.п.д/с №3    

Баранова И.Н.

   

Дошкольный возраст-это особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Ещё В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

     Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

    Учёные доказали, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук ,а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

    Развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование происходит при участи речи.

    Исследователь М.И. Звонарёва обнаружила, что когда ребёнок  производит ритмические движения пальцами, у него усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов , поступающих от пальцев рук.

   Именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с общим недоразвитием речи выявляется в сглаженной, в стёртой форме. На занятиях по рисованию дети плохо держат карандаш, руки напряжены, заметна моторная неловкость на занятиях по аппликации и с пластилином.

   Можно рассматривать две причины , которые привели меня к этой теме. С одной стороны - дети с общим недоразвитием речи имеют неуверенную координацию движений пальцев рук . У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения и переключения. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

  • влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
  • готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно -пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

    Для формирования мелкой моторики , в логопедической группе создана особая зона, где расположены:

  • сухие бассейны со сменными наполнителями;    
  • пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;
  • индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;
  • мячики-ёжики;
  • прищепки;
  • шнурки с узелками;
  • разные по величине пуговицы;
  • грецкие орехи и каштаны;
  • игры шнуровки.

       Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе "пальчиковых игр"дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

   Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений .Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

     Я использую игры ,которые требуют участие обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

         В начале обучения  провожу игры, в которых дети     выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются с чтением стихов .Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

  Для совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми провожу различные пальчиковые игры с мелкими предметами под музыку.

   Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить  карандаш, бобину с нитками, отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу.

   Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляю в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

   Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Поэтому мной был составлен "План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с ОНР".

     Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается  детьми, знает их склонности и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

    В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и заданий учителя-логопеда.

   В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с детьми.

Для совместной деятельности использую различные формы работы:

        Коллективные формы:    

-собрания,

-тематические лекции,

-проведение открытых занятий;

     Индивидуальные формы:

-индивидуальные консультации,

-беседы,

-показ индивидуальных занятий.

Таким образом, работая над развитием моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определенных результатов.

 По моим наблюдением у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, усовершенствовалась общая координация движений детей .Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики(так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи),но и подготовила детей к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность , исчезла скованность движений. Дети при обучении графомоторным навыкам продемонстрировали хороший нажим, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изо .Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

У детей активизировались психические процессы : память, внимание, мышление, расширился словарный запас , а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали  рассказывать более выразительно и ритмично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Обобщение опыта «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСТАРОМИНСКИЙ РАЙОН           ТЕМА: «РАЗВ...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пит...

Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...