Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

и  фразовой речи  

(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

        Провела: Ильина Н.С

Учитель-логопед

2015г

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сюжетная картинка по сказке «Красная Шапочка», предметные картинки о животных, птицах со звуком [р], дидактические игры «В лес за грибами», «Угощение»; красная шапочка для ребенка.

Ход занятия

I.        Организационный момент.

Установление эмоционального контакта с ребенком.

-        Ты любишь сказки? А знаешь эту сказку? (Показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».)

II.        Основная часть.

-        Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделила
в слове: кр-р-р-р-расная.
([р].) Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя - сильная, кончик языка -дрожит.

Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Логопед одевает на ребенка красную шапочку.) Ой! Кто это? (Ребенок смо*., в зеркало и видит, что он - Красная Шапочка.) Да, ты теперь Красная Шапочка. Давай не просто расскажем эту сказку по-новому, но и покажем ее.

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась  и улыбнулась...

  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения:

«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.

Приготовила чашечку, чтобы попить чай.

«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.

А чай она пила с вкусным вареньем.

«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Затем она почистила зубки.

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.

После завтрака Красная Шапочка решила заняться делом и покрасила потолок в своей комнате.

«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.

Как говорится, делу время, а потехе - час, и Красная Шапочка решила отдохнуть.

Она стала играть на дудочке.

«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.

-Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.

«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.

Услышали про это веселье и индюки.

«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движение постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».

Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала.

Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый Волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р].)

  • ХАРАКТЕРИСТИКА ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

- Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да.) Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает ? (Да. Звук звонкий.)

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ

- Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела песенку.

Ребенок двумя палъцими  «проходит» по  песку рисуя тропинку   к домику бабушке с проговариванием слогов.

ра-ра-ра        ара-ара-ара        дра-дра-дра

ро-ро-ро        оро-оро-оро        дро-дро-дро

ру-ру-ру ры-ры-ры

бра-бра-бра бро-бро-бро бру-бру-бру бры-бры-бры

уру-уру-уру

 ыры-ыры-ыры

 

      гра-гра-гра

      гро-гро-гро

     гру-гру-гру                

Дидактическая игра «В лес за грибами».

-        По дороге Красная Шапочка собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые, их есть нельзя, а есть съедобные - боровики. На ядовитых грибах - мухоморах написан слог ОР, а на боровиках - другие слоги. Помоги Красной Шапочке. Прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик. У боровика обведи шляпку коричневым карандашом и проведи от него стрелочку к корзинке, а у мухоморов обведи шляпки красным карандашом  и нарисуй на них кружочки.

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

-        Когда Красная Шапочка пела песенку, послушать ее вы
шли много разных животных и птиц. Посмотри, кого она там
встретила
(ребенок называет животных и птиц, представленных на картинке: рысь, рысак, бобры).

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ

-        В слове «рысь» звук находится в начале, в середине или
в конце слова? И т. д.

Игра «Хлопни, если услышишь звук».

-        В лесу жили еще звери и птицы, которые спрятались от нас.
Если ты справишься с заданием, то они появятся. Нужно хлоп
нуть в ладоши, если в их названии есть звук [р].

Логопед произносит названия птиц и животных, ребенок, услышав в словах звук [р], хлопает в ладоши.

Слова: барсук, крот, грач, журавль и др.

-        Долго шла Красная Шапочка по лесу, устала, села на пенек
отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем.

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ПЕСЕНКА - ИГРА - «Бабушка Маруся»

1. Испеки нам пироги - «лепим пирожки»

Милая бабуся,

Испеки нам пироги,

Бабушка Маруся.

Проигрыш: ля-ля-ля-ля… - «месим тесто»

Припев: Положили два яйца – (верху показываем пальчиками «колечко», вниз опускаем, стукнув по полу – «разбили»)

И налили молока – ( «наливаем сверху вниз»)

А теперь - муки – (пальчики сложим в щепотку «сыпем»)

Будут пироги! –(раскрыли ручки, ладошками вверх)

2. Испеки нам пироги - «лепим пирожки»

Милая бабуся,

Испеки нам пироги

Бабушка Маруся.

Проигрыш: ля-ля-ля-ля… - «раскатываем тесто» 

Припев: Положили два яйца – (верху показываем пальчиками «колечко», вниз опускаем, стукнув по полу – «разбили»)

И налили молока – ( «наливаем сверху вниз) »

А теперь - муки – (пальчики сложим в щепотку «сыпем) »

Будут пироги! – (раскрыли ручки, ладошками вверх)

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

-        Отдохнула Красная Шапочка. Вот и бабушкина избушка. Девочка поздоровалась с бабушкой.  И спаем для неё песенку :

ра-ра- во дворе у нас гора

ру-ру – собирайте детвору

ры-ры- покатаемся с горы

ра-ра- очень рада детвора

-Давай посмотрим, какие у тебя в корзинке пирожки. (Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает.) Например: пирог с картошкой, черникой, морковкой, брусникой и т. д.

III. Заключительная часть.

-        Тарам-парам - возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребенка.) Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке? А какие пирожки больше любишь ты? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произносить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Цель: коррекция звукопроизошения у детей старшего возраста с ФНР.Задачи:Образовательные:...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках и стихах "Лунтик и его друзья"

Предлагаю в помощь учителям-логопедам интересное занятие по автоматизации звука Л у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось как итоговое....