Конспект открытого занятия на тему: "Перелетные птицы. Дифференциация звуков С, Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных по теме "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_na_temu.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему:
«Перелетные птицы.
Дифференциация звуков С, Сь»
Провела учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №44
комбинированного вида»
Коновалова Марина Вячеславовна.
Цели и задачи:
- Закрепит и обобщить знания детей о перелетных птицах, активизировать в речи детей названия перелетных птиц;
- Формировать у детей обобщающие понятия по теме «Перелетные птицы», активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных по этой теме;
- Развивать речь детей в процессе построения высказываний типа рассуждений с союзом «потому что»;
- Формировать фонематическое восприятие в процессе дифференциации звуков С, Сь на материале слов по теме «Перелетные птицы»;
- Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- Развивать мелкую моторику рук и координацию движений в процессе конструирования и выполнения пальчиковой гимнастики;
- Воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к представителям животного мира.
Предварительная работа:
- Беседы о птицах;
- Наблюдения за птицами;
- Чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах;
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр фильмов.
Оборудование:
- Картинки с изображением перелетных птиц;
- Авторское пособие «Звуковые бусики»;
- Аудиозапись Чайковского П.И. «Подснежник»;
- Дидактическое панно «Чудо-дерево»;
- Белые халаты по количеству детей;
- Статуэтка аиста;
- Презентация «Отлет перелетных птиц».
- Организационный момент:
Звучит аудиозапись пения птиц «Подснежник» П.И. Чайковского.
Логопед:
- Ребята, что это такое сейчас прозвучало? Кто это так красиво поет? (ответы детей)
Логопед:
- Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете, кто такие орнитологи? (ответы детей)
Логопед:
- Да, ребята! Орнитологи – это ученые, изучающие птиц и их распространение. Раз, два, три обернись, в орнитологов превратись (дети поворачиваются, надевают халаты)
Логопед:
- Проходите в научную лабораторию. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас интересные задания.
2. Основная часть:
1 задание: игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка» (дети стоят в кругу)
Логопед:
- Ребята, первое задание, поиграем в игру «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка»
(логопед произносит слова и показывает каждому ребенку картинку с изображением перелетной птицы – ласточка, чибис, скворец, соловей, селезень, гусь. Дети узнают птицу и объясняют, как они ее узнали. Затем картинки с птицами крепятся на магнитной доске, дети проходят и садятся за столы).
2 задание: игра «Вопрос-ответ» (дети сидят за столами)
Логопед:
- Следующее задание нам приготовили орнитологи – это игра «Вопрос-ответ».
- Ребята, скажите, а какие это птицы? (ответы детей)
Логопед:
- Скажите, ребята, а почему этих птиц называют перелетными? (ответы детей)
Логопед:
- Когда птицы улетают на юг? (ответы детей)
Логопед:
- Почему они улетают на юг? (ответы детей)
Логопед:
- Какие перелетные птицы улетают на юг первыми? (насекомоядные). Почему? (ответы детей)
Логопед:
- Ребята, давайте вспомним пальчиковую игру про птиц.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек стайка,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка,
Серенькое перышко.
Это – зяблик, это – чиж,
Это – развеселый стриж.
Ну а это злой орлан,
Птички, птички по домам.
3 задание: игра «Узнай, какой звук»
Логопед:
- Ребята, а какие перелетные птицы прилетели к нам на занятие? (ответы детей)
Логопед:
- Ребята, я сейчас назову птиц, а вы послушайте и скажите, какой звук повторяется в каждом слове?
(ласточка, скворец, соловей, чибис – звук С)
(селезень, гусь – звук Сь)
Логопед:
- Давайте произнесем звук С и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)
- А сейчас произнесем звук Сь и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, спинка языка приподнята вверх, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)
- Звук С он какой? (согласный, твердый, глухой)
- Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (синим)
Логопед:
- Молодцы, правильно!
- А звук Сь, он какой? (согласный, мягкий, глухой)
- Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (зеленым)
4 задание: игра «Чудо-дерево»
Логопед:
- Посмотрите, какое «Чудо-дерево» приготовили для вас орнитологи, возьмите своих птичек (птички лежат на столах у каждого ребенка). Птички, в названии которых слышится твердый звук С, полетят на синюю половинку дерева, а птички, в названии которых слышится мягкий звук Сь, полетят на зеленую половинку дерева.
(дети поочереди встают и несут своих птичек на дерево)
5 задание: отгадать загадку про аиста.
Логопед:
- Ребятки, орнитологи хотят загадать вам загадку, послушайте, про кого эта загадка:
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, базголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
(логопед открывает статуэтку аиста)
Логопед:
- Аист – это какая птица? (ответы детей)
- А в слове аист какой звук слышится, С или Сь? (ответы детей)
- Задание орнитологов такое: составить звуковую схему слова аист, а помогут нам в этом наши звуковые бусики.
- Давайте сначала посчитаем, сколько звуков в слове аист? (считаем, дети называют)
- Сколько слогов? (считаем, дети называют)
- Составляем схему:
- А – гласный (красная косточка)
- И – гласный (красная косточка)
- С – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)
- Т – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)
Логопед:
- Давай ребята завяжем наши бусики и повесим аисту на шею. Вот какой аист у нас красивый! (дети встают из-за стлов и вешают бусы на аиста)
6 задание: игра «Разгадай схему»
Логопед:
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, осталось самое последнее, которое приготовили нам ученые-орнитологи (дети проходят и садятся на стульчики, напротив проектора; включается презентация «Отлет птиц»)
Логопед:
- Посмотрите на эти схемы, как вы думаете, что они могут обозначать? (ответы детей)
- Давайте скажем, как полетят наши птицы, которые у нас сегодня на занятии.
- Кто полетит стаей? (ответы детей)
- Кто полетит вереницей? (ответы детей)
- Кто полетит клином? (ответы детей)
Логопед:
- Молодцы, ребята, давайте пожелаем птицам счастливого пути и прочитаем стихотворение (дети читают стихотворение Благининой «Улетают, улетели…»)
Логопед:
- Ну что ж, наше занятие подошло к концу. Ученые-орнитологи приготовили вам небольшие сюрпризы за то, что вы очень старались.
- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись (дети снимают халаты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты комплексных занятий на тему "Перелетные птицы" с презентацией
В представленных конспектах реализуется комплексный подход к изучению темы "Перелетные птицы". Занятия сопровождаются презентацией....
Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"
Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия п...
Конспект логопедического занятия на тему: «Перелетные птицы весной»
Конспект логопедического занятия на тему: «Перелетные птицы весной»2 слайд. Организационный момент.Ребята какое сейчас время года?Какое время года было до весны?Какое время года наступит п...
Конспект логопедического занятия на тему "Перелетные птицы"
перелетные птицы...
Открытое занятие на район по теме "Дифференциация звуков С-З в подготовительной группе"
Дифференциация звуков С-З в подготовительной логопедической группе...
Конспект познавательного занятия по теме "Перелетные птицы" для детей средней группы
Занятие для детей средней группы. Цель занятия: Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни через решения образовательные задачи:Уточнить и закрепить представления детей о весне и е...
Открытое занятие на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы
Занятие по позновательному развитию детей средней группы. Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие ...