Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
статья по логопедии на тему

Завьялова Елена Ивановна

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semyoy_soobshchenie.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

 В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В соответствии с новыми требованиями ФГОС направлен на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Выстраивая взаимодействие с родителями, широко используются традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, беседы, консультации, родительские уголки, стенды. Но больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как при таком способе реализации сотрудничества педагогов и родителей,  родители  –  пассивные наблюдатели, а не активные участники воспитательного процесса.

Для меня в моей практике взаимодействия с семьями воспитанников интерес и значимость представляют интерактивные формы сотрудничества.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

       Интерактивные формы  предполагают способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо. При этом информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, через участие, с использованием проблемных ситуаций.  

 «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Наиболее действенным интерактивным методом, который я использую в своей практике, являются индивидуальные мастер-классы. На таких консультациях происходит совместное (родитель – ребёнок – учитель-логопед) выполнение упражнений, используемых на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, выполнение  упражнений , используемых на подгрупповых коррекционных занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов. В таких консультациях задействовано  до 90% родителей, а в дальнейшем большинство родителей сами проявляют инициативу для таких встреч.

Ещё одной интерактивной формой  взаимодействия с семьей, которую я использую в своей работе, является использование игротеки  логопедических игр, картотек, в помощь родителям для  автоматизации и введения в речь поставленных звуков; для формирования словаря; развития фонематических процессов; формирования лексико-грамматического строя речи; развития речи.

Она состоит из настольных дидактических игр З.Т. Бобылевой, И.Л. Лебедевой и др. авторов

Игры проигрываются во время мастер-классов, затем вкладываются в индивидуальную тетрадь ребенка с рекомендациями для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Их общение становится занимательным, насыщается положительными эмоциями. Большинство родителей отмечает, что игры помогают им организовывать коррекционную работу с ребенком дома, помогают понять содержание и важность коррекционной работы.

       В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например созданию родословной своей семьи. Развиваются исследовательские, творческие умения дошкольников: самостоятельный поиск информации. В ходе исследования, рассматривая вместе с мамой и папой фотографии в семейном альбоме, и слушая их рассказы, дети выясняют , решают поставленные задачи, выполняют намеченный план действий. Далее рисуют генеалогическое древо, учатся располагать правильно на нём членов своей семьи, на «молоденьких» веточках самых младших членов, а у корней – самых старших членов семьи. Слушая рассказы мамы, отца о их детстве, о их родителях, дети делают вывод, что главное в семье это любовь,  забота о ближнем, это помощь и поддержка родных. А быть дружными в семье помогают интересные совместные дела, увлечения, семейные праздники, семейные традиции. Таким образом  рождается семейный герб. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности является одним из важных аспектов требований ФГОС ДО.

        Совместный проект обязательно доводится до конца, должен быть осязаемый  продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребёнок  видит и ощущает  плоды  своего труда и  оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.

Так, продуктом проектной деятельности при реализации педагогического проекта «Моя семья» стали:

- рисунки детей, тематические выставки;

- совместная деятельность детей и родителей, выставка творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб семьи»;

- творческий рассказ на тему «Моя семья», защита мини - проектов на празднике;

- коллективная работа: книга-папка «Родословные и гербы семей воспитанников группы ».

      Результатом совместной работы над проектом «Моя семья» стало проведение  интегрированного праздника «День матери», где дети, вместе с родителями пели песни, рекламировали стихи, танцевали, участвовали в конкурсах, защищали свои мини-проекты: «Родословное древо» и «Герб моей семьи». Дети представляли свои творческие рассказы, в которых ощущалась любовь к своей семье, уважение, гордость за свою семью. А родители убедились в том, что необходимо уважать и сохранять традиции своей семьи. Не случайно, из уст детей можно было услышать: «Моя семья-моё богатство», «Семьёй дорожить-счастливым быть!» В конце праздника победители были награждены грамотами и подарками. А мамы получили от детей рисунки и поделки, сделанные на занятиях. Все вместе оформили папку-книгу «Родословные и гербы семей воспитанников группы № 13». А на перспективу было решено дополнить генеалогическое древо другими родственниками: дядями, тётями, двоюродными братьями и сёстрами и т.д., и изучить происхождение и значение имён и фамилий.

        Результатом работы над проектом также стало проявление интереса к дальнейшей исследовательской деятельности со стороны участников проекта. Так, многие семьи продолжили изучение родословной своей семьи, её традиций и приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий». В ходе совместной работы логопеда, воспитанника, родителей на конкурс был представлен  творческий проект «Моя семья». Участник конкурса стал победителем конкурса в номинации  «Следопыт»

      Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым  позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на проектный  вид деятельности.

Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм взаимодействия помогло заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах коррекционной логопедической работы. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда

Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техн...

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда  ДОУВнедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательн...

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда

Современные технологии делают образовательный процесс эффективнее, повышают продуктивность занятия, формируют более устойчивый интерес воспитанников к изучаемому материалу. В данной статье рассматрива...

"Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда"

За время работы учителем-логопедом я поняла, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если занятия проходят в атмосфере радости. Именно такую атмосферу помогают создать приёмы, которые я использую н...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Использование интерактивных игр при взаимодействии учителя - логопеда и родителей

 В презентации представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и родителей на портале "Мерсибо" (варианты интерактивных игр, работа  с вкладкой Календарь и Дневником р...