ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда
материал по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

   Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samorazvitiyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя – логопеда МБДОУ №4 С.Ш.Фунтовой

ТЕМА:

 «Инновационные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

                                 

Городской округ город Выкса, 2014г.

      Пояснительная записка.

   Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технологий.

       Актуальность.

   В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с особыми возможностями здоровья. 

   Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

   Инновационные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

- новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

   Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

   С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном  веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно - развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

   Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

   Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление внедрять в свою  педагогическую деятельность инновации.

     Цель:

   повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 

      Задачи самообразования по теме: 

  • изучение учебно-методической литературы, передового опыта по теме самообразования;
  • овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

     Этапы изучения темы:

  1. Информационный блок. Переработка и анализ теоретических материалов.
  2. Технологический блок. Проведение консультаций для педагогов по теме использования инновационных технологий в образовательном процессе; использование инновационных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ.
  3. Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; помощь в организации и пополнении речевых центров  с учетом применения инноваций.

                              Формы работы по самообразованию

2014 – 2015 учебный год

тема

Форма отчета

Уровень

1.

Работа с интернет-ресурсами как одна из основных инновационных технологий

Создание собственного мини-сайта, распространение опыта работы

Интернт-пространство,

2.

Выработка стратегии коррекционного процесса

Анализ инновационной, методической литературы по инновационным технологиям.

ДОУ

3.

Работа по развитию общей и мелкой моторики в сочетании с произнесением определенного речевого материала в сопровождении музыки.

Использование логоритмики в коррекционно-образовательной работе

Группа компенсирующей направленности

4.

Проектная деятельность

Разработка и реализация долговременного и краткосрочных проектов

Группа компенсирующей направленности

5.

Использование ИКТ как способ активизации внимания

Применение ИКТ при проведении консультаций для педагогов, родителей, в коррекционных занятиях

ДОУ

6.

Технологии речевого развития дошкольников

Консультация для педагогов

ДОУ

7.

Рука развивает мозг

Консультация для родителей

Группа компенсирующей направленности

8.

Ведение электронной библиотеки

Систематизирование материала

Логопедический кабинет, ДОУ

9.

ТРИЗ в коррекционно-образовательном пространстве развития речи

Консультация с презентацией

РМО

10.

Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду

Создание банка данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр

Логопедический кабинет

11.

Изучение передового опыта, обмен опытом

Курсы повышения квалификации

НИРО

     Творческое сотрудничество по теме.

  1. Обеспечение внедрения инновационных технологий в НОД по развитию речи.
  2. Формирование банка методических идей.

Практический выход.

  1. Консультирование и подготовка информационно-методических материалов.
  2. Презентация разработанных и реализованных проектов.
  3. Составление картотеки инновационных технологий.
  4. Помощь в организации и пополнении речевых центров.

     Реализация.

   Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов.        

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.        

     Анализ результатов. Презентация.

Список изучаемой литературы:        

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 
  2. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 
  3. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.ТЦ Сфера, 2008.
  7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.
  8. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
  10. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
  11. Речедвигательная ритмика/ А.Я.Мухина. – М.: АСТ.: Астрель; Владимир ВКТ, 2009.
  12. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  13. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно-методическое пособие: В 2ч. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  14. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства : учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 2008.

    Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm

Журнал Обруч – http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25

Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Программа самообразования учителя - логопеда

Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования...